Компания «Углегорскуголь» практически исчерпала свои запасы угля. Как нам стало известно, один из трёх добычных блоков «Углегорскугля» закрывается: до полного истощения запасов чёрного топлива здесь осталось отработать не более 90 тыс. тонн, которые планируют добыть до конца 2016 года.
Ранее компания рассчитывала на отработку нижележащих горизонтов с запасами порядка 800 тыс. тонн угля на участке недр «Центральный-бис». Однако в ходе проведённых геологических исследований данного участка выяснилось, что его разработка является экономически неэффективной. В этой связи около 300 рабочих мест находятся под угрозой сокращения.
Согласно законодательству, после отработки угольных пластов предприятие обязано произвести техническую рекультивацию нарушенных земель. Это дорогостоящее мероприятие хоть и займёт некоторое время, но, к сожалению, не позволит сохранить рабочие места надолго.
В неприятную ситуацию может также попасть и «Порт Углегорский», ведь основная отгрузка угля потребителю осуществлялась через этот порт именно с разрезов «Углегорскугля». Когда запасы добываемого топлива здесь иссякнут, портовикам просто нечего будет грузить.
Как стало известно, для сохранния объёмов отгрузки угля через «Порт Углегорский» планируется увеличить добычу на участке недр «Крутоярский», который разрабатывает ООО «Западная угольная компания» (ЗУК). Для этого предполагается задействовать кадровый и технический потенциалы «Углегорскугля». Но всем ли хватит места?
Подобного рода сценарий вызывает большую озабоченность, ведь сам по себе фронт разреза ЗУК не столь велик, чтобы вместить всю технику «Углегорскугля». И если для основных кадров и техники места, возможно, хватит, то что будет с остальными работниками «Углегорскугля»? Зачем на ЗУКе дублирующие должности? Например, здесь есть несколько начальников участка, несколько начальников смены и др. Стоит также учесть, что за годы работы «Углегорскуголь» создал на разрезах собственную инфраструктуру, кроме того, в этой компании есть должности, которых попросту нет в ЗУКе. По словам ветеранов угольной отрасли района, будет хорошо, если в результате переброски кадрового и технического потенциалов с «Углегорскугля» на ЗУК удастся сохранить хотя бы половину работников. Остальным, видимо, придётся задуматься о своём трудоустройстве.
К тому же до сих пор идут судебные тяжбы по поводу руководства Западной угольной компанией. Согласно реестру, генеральным директором компании является В. Аманбаев, хотя фактически предприятием руководят другие люди. Конфликт не может не сказаться на работе разреза.
Напомним, сложная ситуация коснулась не только компании «Углегорскуголь». Единственная на Сахалине шахта «Сахалинуголь-6» также находится в непростой экономической ситуации. Разница только в том, что на шахте запасы угля позволяют работать ещё десятилетия, проблема лишь в технической модернизации производства. А вот у «Углегорскугля» жизненный цикл завершается. Оба предприятия являются социально значимыми для Углегорского района: на шахте трудится более 500 работников, в «Углегорскугле» — около 300. И оба предприятия работают комплексно с другими: шахта — с обогатительной фабрикой, «Углегорскуголь» — с углегорским портом.
Станут ли критическими проблемы «Углегорскугля» для «Порта Углегорского»? Вопрос, требующий расчётов уровня рентабельности морских ворот Углегорска. Но предпосылки к тому существуют реальные.
Учитывая давнюю проблему угольной пыли в «Порту Углегорском», наверняка компании придётся вкладывать дополнительные средства в решение этой проблемы, что непременно скажется на рентабельности предприятия.
Надеемся, что руководство компаний «Углегорскуголь» и «Сахалинуголь-6» найдут пути решения из сложившейся ситуации и не допустят сокращения рабочих мест в районе.
Жанна Артёмова
Фото автора