Судьба одного из крупнейших градообразующих предприятий Углегорского района беспокоит местных жителей. Это понятно, ведь от этого зависят судьбы и работников предприятия, и их семей. Пока мы хватаемся за ниточку надежды на то, что ситуация в «Углегорскугле» стабилизируется, становятся известны новые подробности деятельности руководства компании.
Речь о месторождении с запасами угля в 4 млн, которое стало ненужным «Углегорскуглю». Руководство компании предлагает продать нетронутые запасы чёрного топлива за границу.
Ещё в 2015 году руководитель «Углегорскугля» Евгений Мейер говорил о заканчивающихся запасах угля на разрезах «Никольский» и «Никольский-бис». По его словам, в 2016 году, когда запасы будут истощены, предприятие может закрыться (об этом мы писали в «УН» № 84 от 28 октября 2015 года).
Слова руководителя нашли подтверждение спустя почти год. В июне 2016-го стала поступать первая информация от работников «Углегорскугля» о закрытии одного из трёх добычных блоков. По имеющейся информации, запасы на разрезах «Никольский» и «Никольский-бис» колеблются в пределах 90 тыс. тонн. Этот запас угля будет добыт до конца 2016 года. В качестве выхода из тупика руководство компании хочет перебросить потенциал «Углегорскугля» на другое угледобывающее предприятие — «Западную угольную компанию» (ЗУК).
И несмотря на то, что фронт работ ЗУКа гораздо меньше, по некоторым оценкам, он просто не в состоянии расположить у себя столько техники, сколько есть у «Углегорскугля», надежда на позитивный исход всё-таки остаётся. Как нам стало известно, руководство компании намерено перебросить на ЗУК не только технику, но и кадры «Углегорскугля». Удастся ли им это сделать, покажет время. Хотя, по всей видимости, всем места на этом предприятии вряд ли хватит.
Однако мало кто знает, что у «Углегорскугля» существует «дочка» — дочернее предприятие. Это компания «УК „Угольные ресурсы Сахалина“» с единственным учредителем «Углегорскуголь», которая ещё в 2010 году получила лицензию на добычу угля на Соболевском каменноугольном месторождении. Разведка месторождения проведена в одах.
Утверждённые Сахалиннедрами запасы угля на этом месторождении, пригодные для открытой отработки, составляют примерно 3,3 млн тонн. Помимо этого, утверждены забалансовые запасы в количестве около 0,7 млн тонн. Таким образом, все запасы месторождения составляют примерно 4 млн тонн угля. Месторождение уже подготовлено для промышленного освоения открытым способом отработки.
Возникает вопрос: если компания, которой владеет «Углегорскуголь», обладает запасами угля, то почему она его не добывает? Почему потенциал «Углегорскугля» будет переброшен на ЗУК с запасами 2,5 млн тонн, когда у «дочки» «Углегорскугля» есть запасы в 4 млн тонн?
Как стало известно, вместо добычи это месторождение выставлено на продажу. Выходит, вся подготовка месторождения к освоению, в которую вошло строительство грунтовой дороги от участка главной трассы Углегорск — Орлово до месторождения, строительство производственной площадки с угольным складом, выполнение горно-подготовительных работ, геологоразведка, — это всего лишь предпродажная подготовка?
Скорее всего, это значит, что пока руководство «Углегорскугля» в лице Евгения Мейера заявляло об истощении запасов, в это же время проводилась подготовка Соболевского месторождения к продаже.
Коммерческое предложение на продажу Соболевского месторождения поступило китайским компаниям. Сахалинские недра оценены примерно в 4–5 млн долларов. В коммерческом предложении стоимость построенной инфраструктуры на месторождении оценивается в 1 млн долларов.
К слову, вместе с Соболевским месторождением также выставлен на продажу «Порт Углегорский» в размере доли, достигающей 49 %.
Кроме того, как ранее писало информационное агентство , «Углегорскуголь» через одну из родственных компаний получил лицензию на участок «Юбилейный» с запасами в 20 млн тонн угля. Правда, позднее эту лицензию отменили, хотя борьба за право добычи угля на «Юбилейном» продолжается…
Но зачем компания бьётся за очередную лицензию, если добывать даже имеющиеся запасы не планирует? Складывается впечатление, что для очередной перепродажи за границу.
Из источников, близких к руководству компании, стало известно, что корпорация Samsung, обладающая долями как «Углегорскугля», так и «Порта Углегорского», также предпринимает попытки продажи этих активов. Неужели «Углегорскуголь» не намерен продолжать работу, а лишь планомерно завершает её? Сама по себе информация о продаже долей предприятий не наталкивает на позитивные мысли. Ведь если на предприятиях всё хорошо, то зачем от них избавляться?..
Жанна Артёмова
Фото автора