Порой редакционный WhatsApp оживает в самое неожиданное время, например ближе к полуночи в воскресенье. Причём от большинства сообщений в последнее время хочется по методу страуса спрятать голову в песок: затопленные подъезды, полуразвалившиеся квартиры, несмотря ни на что признаваемые пригодными для проживания, чудовищные дороги и постъядерные пейзажи отдельных дворов и целых населённых пунктов… Всё это становится темами наших публикаций.
Однако на этот раз сообщение — а такое бывает нечасто — удивило и растрогало. Вот оно:
«Посмотрите, какое солнышко мы вырастили за месяц. Нашли на сайте uglegorsk.news статью о брошенной собаке. Это наша Крошка. Спасибо».
Коротко, лаконично и по существу: одним счастливым псом на свете стало больше.
По этому поводу вспомнились и другие сообщения — тексты с одним и тем же смыслом в адрес редакции прислали сразу несколько читателей:
«Прочитали о благоустройстве территории Углегорского поселения (речь об объявлении касательно отлова безнадзорных животных, опубликованном на страницах „Углегорских новостей“. — Прим. авт.) — путём отлова и уничтожения, как мы поняли, бродячих животных. Не лучше ли пустить эти средства на организацию приюта для несчастных животных, оказавшихся на улице по вине людей, последовать примеру жителей Южно-Сахалинска? Жестокость порождает жестокость, и мы убедительно просим не заниматься душегубством, ведь наши дети и внуки должны видеть в нас, взрослых, пример доброты и милосердия».
Людям жалко бездомных животных, с помощью редакции они хотят достучаться до тех, кто выступает в роли вершителей судеб братьев наших меньших. Сострадание — качество ведь замечательное? Безусловно. Если бы не одно «но».
Часть первая
Вот человек заводит дома, к примеру, милого весёлого щенка. А после решает, что это лающее воплощение верности отнимает слишком много времени или попросту надоело — так ещё вчера любимый пёс оказывается на улице. «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей» — помните слова из детской песенки? Жестокость порождает жестокость именно в тот момент, когда живое существо, словно отслуживший своё предмет мебели, выбрасывают на улицу. Когда ему в буквальном смысле приходится учиться выживать, в то время как бывший хозяин сидит в тепле и пьёт чай с плюшками. По данному факту общество обычно монолитно молчит, причём глубину этого молчания трудно измерить.
Часть вторая
Вот у бесхозного пса, которому человек первым преподал урок жестокости, озлобленность в два счёта вытесняет все хорошие качества. И ему уже ничего не стоит цапнуть прохожего за ногу — это в лучшем случае. Общество реагирует моментально, призывая все возможные службы и инстанции защитить его от агрессии бездомных животных. Напрочь при этом забывая, что бродячие собаки и помойные коты вовсе не с неба свалились вместе с первым снегом.
Часть третья
Вот кульминация истории, можно сказать, её апогей — под натиском негодующих граждан власти решают развернуть масштабную кампанию по отлову бездомных животных, причём для ускорения процесса бездомным в данном случае будет считаться совершенно любое животное, рядом с которым не наблюдается бдительный хозяин. О дальнейшей судьбе четвероногих остаётся лишь гадать. Но их участи, безусловно, не позавидуешь.
Часть четвёртая
Самое время — для того самого сострадания: наиболее «гуманная» часть общества закипает праведным гневом, призывая к созиданию и любви ко всему живому.
Удивительная близорукость — не замечать двух первых составляющих этой невесёлой истории. А ещё — довольно странные представления о добре и милосердии. Сказать «я против» — это, конечно, очень современно, однако слова, не подкреплённые действием, не стоят ровным счётом ничего.
* * *
Рассуждать об этой ситуации, когда собака — это, конечно, друг человека, но жить мешает, можно долго. Только вот пользы от этих разговоров немного. Хотите, чтобы дети увидели примеры доброты и милосердия? Ничего проще: возьмите с улицы бездомную кошку или собаку.
Вот, кстати, маленькая иллюстрация. Однажды в «УН» была опубликована заметка о том, что в одном из углегорских дворов замерзает щенок (электронную версию заметки мы для большего охвата аудитории разместили на сайте uglegorsk.news и в соцсетях). Так вот на призыв забрать щенка с улицы не откликнулся никто. Ни один человек не захотел стать для окружающих примером доброты и милосердия.
Предвидя незавидную участь пса, мы сами нашли для него дом — в Шахтёрске. Единственное условие — щенка следовало поймать и доставить новоиспечённому хозяину. Гонялись мы за щенком два дня, пытаясь изловить в четыре руки. Ничего не вышло. На просьбу помочь в поимке юркой собачонки прохожие отмахивались — некогда, мол, по двору бегать.
По всей видимости, и до отзывчивости мы ещё не доросли…
Алина Голоскок
Фото автора