Можно по-разному относиться к советскому периоду нашей страны, называть его застоем или ностальгировать по навсегда ушедшему, но факт остаётся фактом: к строительству населённых пунктов — посёлков и малых городов — тогда подходили комплексно. Открывалась, к примеру, шахта, появлялся посёлок, а в нём — и сад, и школа, и клуб с библиотекой. Так что недаром наши библиотеки — ровесницы Углегорского района, который в этом году отмечает своё 70-летие.
Романтики из Ольшанки
Завотделом межпоселенческой библиотеки Ирина Супрун не один месяц провела в архивах, по крупицам собирая историю библиотек района. Центральная библиотека в Углегорске открылась в августе 1946 года, в Шахтёрске — в сентябре 1947-го. Село Поречье образовалось в 1948-м, а уже в 1949-м здесь работала библиотека. Годом ранее «в связи с увеличением русского населения в районе» изба-читальня открылась в библиотеке. Ровесница городу и лесогорская сельская библиотека. То есть библиотеки были «предметом первой необходимости». Особенно сельские — их читальный зал становился настоящим, часто единственным культурным центром.
В ольшанскую сельскую библиотеку сегодня записано 130 детей и взрослых, в её фонде 6000 книг.
— Книги у нас на все вкусы, — говорит заведующая учреждением Нина Зайцева. — Подавляющее число читателей — женщины, поэтому спросом пользуются женские романы. Мужчины предпочитают детективы и боевики. В большом почёте у наших читателей периодика по садоводству и огородничеству.
Оказывается, в Ольшанке живут романтики: хорошие стихотворные сборники на полках тоже не застаиваются. Сама Нина Николаевна, библиотекарь с огромным стажем, предпочитает советскую деревенскую прозу, хотя профессия заставляет быть в курсе новинок, тем более что за два года книжные фонды значительно обновились.
— Приятно, — говорит библиотекарь, — когда рекомендуешь книгу, а читатель потом приносит со словами: «Ночью не смог уснуть, пока не дочитал».
Нет ничего невозможного
Как вспоминает заведующая районной библиотекой в 70–90-х годах Ольга Албуткина, в советское время на полках был переизбыток политической литературы: полные собрания сочинений Ленина, материалы партийных съездов и т. п. и ощутимый дефицит художественной и научно-популярной.
Сегодня Ольга Ивановна много лет заведует библиотекой детского дома.
— Мы с детьми читаем, играя. Например, инсценируем сказки с помощью кукол, устраиваем конкурсы чтецов. Подростки предпочитают современную литературу. Получаю подростковые произведения по подписке, эти книги нарасхват.
Детские библиотеки отпочковались от взрослых. В Углегорске это произошло в 1957 году, в Шахтёрске — в 1970-м.
Но это были не единственные структурные изменения. Библиотеки то объединяли в ЦБС (в 1979-м в районе было 18 государственных, 7 профсоюзных, а также ведомственные, школьные библиотеки), то делили на межпоселенческую и городские (такая структура осталась по сей день). Так кто же отмечает 70-летний юбилей?
— Я считаю, что пусть нас и разделили, — говорит директор межпоселенческой библиотеки Галина Кондрашкина, — мы всё равно единый коллектив, и юбилей — наш общий праздник.
Галина Николаевна возглавила ЦБС в 1997 году, а до этого с 1967-го трудилась в лесогорской. Стаж — без малого полвека.
— Галина Николаевна, среди книг есть раритетные издания? — интересуюсь я.
— Была одна книга начала прошлого века о Степане Разине, ещё дореволюционного года выпуска. Спросом у нас не пользовалась, и мы через обменный фонд подарили её областной рязанской библиотеке. Спрос напрямую зависит от тенденций в обществе. Так, в конце 50-х была востребована учебная литература: в районе было много заочников. И в то же время — парадокс! — в городе насчитывалось 423 безграмотные семьи. Но из 9 тысяч семей 6 тысяч хотя бы иногда брали книги в библиотеке.
Сегодня необходимую литературу можно заказать через межбиблиотечный абонемент или по электронному каталогу. Если на читательский запрос библиотекарь всё же вынужден ответить отказом, название книги сразу попадает в толстую тетрадь. Список на пополнение фондов формируется в первую очередь на основе таких отложенных запросов.
В люди
Со временем менялась тональность общения библиотек с читателями, переходя от прямой, советской пропаганды к точечным проектам с учётом интересов и предпочтений конкретной целевой аудитории.
Работать приходилось в разных условиях, переходя от небывалой читательской активности времён перестройки к довольно вялому спросу на литературу в кризисные годы. Бывший работник библиотеки Ольга Коблова вспоминает:
— Я приехала в Углегорск в 1986 году как раз в разгар перестройки. Помню, люди выстраивались в очередь за толстыми журналами и книжными новинками.
Сегодня углегорская библиотека делает упор на работу с юношеством. Особый спрос — на «Киноолимп», который придумала и проводит Тамара Жунёва. Проект объединил кино и книгу.
Истории строки
А начиналось всё, как можно судить по документам, собранным по крупицам Ириной Супрун, в августе 1946 года с сотни книжек в одноэтажном деревянном строении на месте нынешнего ресторана «Чайка». Первая заведующая Галина Панкратова пополняла книжный фонд, выписывая книги по почте из Москвы. Тяжёлые посылки она возила до места на санках.
«В те годы от порта до ЦБЗ ходил поезд. Он делал остановку как раз напротив биб-
лиотеки, и люди, ожидая его, грелись в читальных залах, которые работали до девяти вчера», — читаем в книге.
Кстати, и в более благополучные годы, как вспоминает директор ЦБС УГП Елена Голубушина, в читальных залах отогревались в прямом и переносном смыслах дети из неблагополучных семей, одинокие пенсионеры и инвалиды.
27 мая библиотекари всей страны отметили свой профессиональный праздник, а библиотекари нашего района — ещё и 70 лет работы. Грамоты, подарки, благодарственные письма: ничей труд не остался в тени.
А следом за праздником наступили будни этого доступного всем, абсолютно реального, не из фантастики, портала в иной, авторский мир.
Библиотекари уже пригласили школяров, предложив им нескучное лето и возможность получить приятные призы. Выставки, викторины, квесты стартовали 10 июня и продлятся до 12 августа.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Читатели библиотек, а им хотя бы раз был каждый грамотный гражданин страны, наверняка обращали внимание, что библиотечный штемпель в книгах имеет постоянную прописку на 17-й странице. Интересно, почему? Оказывается, 16 страниц — это одна типографская тетрадка, или авторский лист. С 17-й начинается другая тетрадка, второй блок из 16 листов. Первая тетрадка ветшает быстрее, поэтому штампуют начало второй. Однако это правило касается только сшитых книг — склеенные книги (особенно некачественно склеенные) могут рассыпаться с любого места, так что там штамп ставится в самом начале.
Елена Баева
Фото из архива библиотеки