Разговоры о том, что в здании углегорского детского дома разместят психоневрологический интернат, давно будоражат жителей района, а больше всего — углегорцев, которые напуганы перспективой такого соседства. Своё беспокойство земляки высказывают в многочисленных сообщениях в адрес редакции «Углегорских новостей».
Почему людей не спросили?
— Возмущает то, что никто не спросил нашего мнения, — сказала мама троих детей. — Власти, как обычно, сами всё решили. У людей паника. Я боюсь за свою дочку второклассницу, которая только-только начала ходить в школу без моего сопровождения. А тут в центре города людей с неустойчивой психикой разместят: и как я могу быть спокойна?…
Другая жительница Углегорска недоумевает:
— Почему область выбрала именно Углегорск да ещё здание, которое расположено в черте города, рядом с жилыми домами? У нас в районе много заброшенных строений — можно было отремонтировать и там открыть интернат.
А вот ещё одно опасение:
— У меня две внучки подросткового возраста, я откровенно боюсь насилия над девочками. Как мне сказали, в этом интернате не будет даже решёток на окнах, а больные будут беспрепятственно разгуливать по городу…
Кто они — обитатели будущего интерната?
Чтобы опровергнуть или подтвердить хлынувший на людей поток информации, корреспондент «Углегорских новостей» обратилась к директору департамента инновационного развития системы соцобслуживания министерства социальной защиты Сахалинской области Любови Орловой.
Показалось или нет, но руководитель ведомства словно неохотно отвечала на задаваемые вопросы — будто боялась народного негодования. Однако она подтвердила, что в здание углегорского детского дома уже в июле переедут новые постояльцы.
— Это будет психоневрологический интернат для взрослых. На сегодня в области образовалась большая очередь среди людей с задержкой в развитии, ожидающих устройства в такой интернат. Даже из вашего Углегорска люди пишут обращения, просят определить своих родственников… Поэтому и было принято решение о перепрофилировании детского дома.
— Любовь Афанасьевна, но местных жителей это сильно пугает. Могут ли представлять опасность люди с не совсем здоровой психикой?
— Они такие же люди, как и остальные. Среди них много вполне дееспособных. Например, в домах престарелых живут не только безобидные бабушки и дедушки, но и те, кто страдает старческими болезнями, имеют небольшие отклонения в психике — за ними нужен особый уход. И тут так же. Это люди с задержкой в развитии, от которых отказались в детстве либо хотят определить в интернат сейчас. Они не виноваты, что так сложилась их судьба, и абсолютно не представляют никакой опасности для окружающих.
— Да, большой опасности не представляют, люди тихие, но… укусить могут, — это нам сказал в телефонном разговоре уже один из врачей областного психоневрологического интерната. — Просто с ними нужно быть настороже, на всякий случай держать дистанцию.
Кстати, на прошлой неделе осматривать здание детского дома приезжали в том числе и специалисты областного интерната. Отметили, что здание подходит, на начальном этапе здесь разместят 120–150 человек (в подобном учреждении Южно-Сахалинска проживают 600 человек). А вот Любовь Орлова точную цифру не назвала, сказав, что этот вопрос ещё решается.
Почему Углегорск?
По словам Орловой, решёток на окнах в новом учреждении действительно не будет.
— А зачем? — удивилась чиновница. — Это же не колония строгого режима и не учреждение закрытого типа. Нужды в решётках и смирительных рубашках нет. Уточняю: здесь будут размещаться не пациенты психбольницы, а люди с задержкой в развитии. Интернат будет находиться в ведомстве не министерства здравоохранения, а министерства социальной защиты населения Сахалинской области, как и дома для детей, инвалидов и престарелых. Меры безопасности будут такими же, как во всех государственных учреждениях, — видеокамера, ограждение, охрана.
— Любовь Афанасьевна, всё же почему для размещения интерната выбрали здание углегорского детского дома?
— В вашем детском доме наполняемость 80 человек, а на содержании всего 47, при этом областной бюджет содержит полный штат сотрудников. Поэтому перепрофилирование учреждения, по-моему, вполне естественно. Зачем строить новое здание под интернат, когда есть готовое? Учебный год закончился, ребят мы развезём по двум детским домам — в Троицкое и Красногорск.
— А что будет со штатом сотрудников?
— Реорганизация начнётся с июля. Те, кто сможет работать в новом учреждении, останутся. Для работы в интернате потребуются в том числе социальные педагоги и культорганизаторы.
Что говорят в Тымовском?
На территории Сахалинской области действуют четыре психоневрологических интерната. Один расположен в Южно-Сахалинске, два взрослых и один детский — в Тымовском районе. В каждом из них проживает порядка 100 человек, страдающих хроническими психическими заболеваниями.
— Наших подопечных правильнее называть людьми, имеющими ограничения жизнедеятельности, — сказал руководитель одного из интернатов в Тымовском. — Они неагрессивные, миролюбивые, многие по-детски наивны и доверчивы: поют, танцуют, с удовольствием рисуют, сами себя обслуживают. В прошлом году, например, ходили на спектакль с участием Ирины Муравьёвой, даже общее фото с ней есть.
Как заверил опытный специалист интерната, в Тымовском районе не было ни одного случая, когда их подопечные были замешаны в криминале.
— Одному интернату для взрослых больше 80 лет, не припомню, чтобы от местных жителей поступали какие-либо жалобы. К тому же без сопровождения работников подопечные территорию учреждения не покидают. Так что пусть углегорцы успокоятся: психоневрологический интернат — это не психушка, люди в нём живут незлобные, скорее, это их может обидеть каждый.
Почему все молчали?
В последние годы тема развития системы социальной защиты людей пожилого возраста и инвалидов в России стала особенно актуальной. В Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» внесено немало инновационных поправок, которые обещают сделать жизнь стариков и инвалидов комфортнее. Первостепенная задача, поставленная президентом и правительством, — ликвидировать к 2018 году очередь в дома-интернаты для этой категории граждан. Однако в минсоцзащиты РФ уверяют, что для этого понадобится как минимум лет 30. И открытие интерната психоневрологического типа в Углегорске является одним из шагов к ликвидации очереди в нашем регионе.
Появление в Углегорске такого учреждения, как интернат психоневрологического типа, чиновники с местным населением согласовывать не обязаны, однако обсудить с горожанами этот вопрос всё же следовало — это помогло бы избежать паники и кривотолков.
Снежанна Соколова