В Углегорском районе введён режим чрезвычайной ситуации: уже вторую неделю из-за острой нехватки чистой питьевой воды два крупных населённых пункта района — Шахтёрск и Бошняково — не живут полноценно.
Причём, как нам стало известно, проблема в Бошняково возникла вовсе не две недели назад, а гораздо раньше: вчера, 25 мая, местный житель, с которым удалось пообщаться лично, назвал совершенно другую цифру. По словам мужчины, село живёт на плохой (в его интерпретации — ржавой) воде вот уже целый месяц…
Требуется прокурорская проверка
Новая водоочистная станция, которая, напомним, была запущена в Шахтёрске в 2013 году, с очисткой воды почему-то не справляется. В понедельник, 23 мая, после первой недели «грязноводья», глава Шахтёрского городского поселения Алексей Крупевский подтвердил: добиться приемлемых показателей прозрачности пока не удаётся. Для выяснения причин из Корсакова пригласили поставщика водоочистной станции.
И по словам главы Бошняковского сельского поселения Ирины Газетдиновой, больших улучшений с прозрачностью воды в Бошняково пока тоже не наблюдается.
Оба руководителя ссылаются на природные катаклизмы — сошедший сель. Но предоставить подтверждение нашей редакции они не смогли: сель не был зафиксирован, и в глаза его никто не видел. И представители районной комиссии по ЧС, которые выезжали на шахтёрское и бошняковское водохранилища, сообщили корреспонденту «Углегорских новостей», что признаков сошедших грязевых потоков они не обнаружили.
Как бы там ни было, ситуация уже должна прийти в норму: ручьи, питающие водохранилища, чистые, станции по очистке работают…
Между тем вторую неделю закрыты детские сады. По словам начальника территориального отдела Роспотребнадзора Юрия Стиплина, школы работают, но «сидят» на сухом пайке — пирожках и булочках.
Во вторник, 24 мая, в районной администрации состоялось селекторное совещание при и. о. мэра Углегорского района Сергее Дорощуке, посвящённое режиму ЧС. На совещании было принято решение открыть детские сады. Ориентировочно это произойдёт в следующий понедельник, 30 мая. Площадки (летние лагеря) откроют 1 июня.
Однако санитарные врачи поставили несколько условий. Дети должны питаться только из одноразовой посуды, подвозную воду в обязательном порядке следует кипятить, а продукты подвергать термической обработке, меню — согласовывать с Роспотребнадзором. Сейчас районная власть в срочном порядке закупает 32 тыс. комплектов одноразовой посуды и сертифицированные ёмкости для питьевой воды, которые поставят в садах и школах.
Чтобы оперативно мониторить ситуацию, в Роспотребнадзор на период ЧС откомандирован химик-лаборант, которого там не было: до этого пробы воды отправлялись в областной центр, ждать результатов приходилось несколько дней.
Кручу-верчу, запутать хочу
А что же в Бошняково? Как и в Шахтёрске, местная станция водоочистки ещё находится на гарантии. Очень интересно, что поставщик обеих станций один и тот же — ООО «Заказ-С». Как выясняется, в этих населённых пунктах мутной является не только вода из крана, но и история с проектированием и поставкой станций для её очистки. С этим предстоит разбираться компетентным органам.
Впрочем, районная комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) уже рекомендовала главам Шахтёрского городского и Бошняковского сельского поселений — Крупевскому и Газетдиновой — составить претензию поставщику чудо-станций.
КЧС также обратилась в углегорскую прокуратуру с просьбой провести проверку на предмет качества подготовки техзадания на разработку проектно-сметной документации и монтажа упомянутых выше станций водоочистки и дать оценку действиям должностных лиц.
Кстати, в том же 2013 году та же фирма, ООО «Заказ-С», построила насосную станцию в селе Красногорске Томаринского района. И сейчас, по сообщению одного из областных информагентств, ситуация там ничем не отличается от того, что происходит в Шахтёрске и Бошняково: вода мутная. Администрация неоднократно предъявляла поставщику претензии (вопросы к нему были ещё на стадии проектирования), но концов так и не нашли.
К слову, стоимость новой водоочистной станции в Шахтёрске, запущенной в 2013 году, — 52 млн рублей. Георгий Митрик, бывший в ту пору министром ЖКХ области, гордо говорил, что таких станций — всего десяток на всю страну…
Сложившаяся ситуация приобретает детективный оттенок после выяснения некоторых подробностей. Корреспондент «Углегорских новостей» связался с директором компании ООО «Заказ-С», который рассказал, что в 2013 году он попал в аварию и лежал в коме, долго лечился… В это самое время его партнёр без дела не сидел: закупал дешёвое оборудование, а затем перепродавал его в 4 раза дороже, зарабатывая на этом сумасшедшие деньги. «Это было не только в Шахтёрске, но и кое-где ещё», — подытожил директор ООО, неоднократно повторив, что подал на партнёра в суд.
Очевидно, сейчас посыплются иск за иском: проектирование и установка станций «съели» немало бюджетных денег. Последствия — необратимые.
***
Но вернёмся к проблеме здоровья населения. Пока, как уверил нас начальник Роспотребнадзора, случаев отравления граждан не зарегистрировано. Ключевое слово здесь — «пока», ведь по официальной версии мутная вода течёт из кранов лишь вторую неделю. Впрочем, наверняка мало кто отважится пить эту подозрительную жидкость (которую, кстати, не ограничили в подаче, что странно). Спасается кто как может: одни ходят к водовозке, другие и вовсе протоптали дороги к родникам. Одним словом, всё для народа…
Жанна Артёмова
Фото Елены Баевой