75 фарфоровых кукол Валентины Тишевской

В преддверии женского праздника мы предлагаем читателям истории о наших землячках. Итак, первая…

Даже человек, у которого нет детей, знает, что мальчикам лучше всего дарить машинки, а девочкам куклы. И понятно, почему: мужчины – покорители пространства, женщины – мамы и хранительницы очага. Детские игры помогают жить во взрослой жизни, моделируют её, а иногда остаются с повзрослевшими мальчиками и девочками как профессия или увлечение. У Валентины Тишевской из Шахтёрска уже шестой год куклы медленно, но верно утверждают своё присутствие на хозяйских квадратных метрах. Угловой стеллаж в гостиной специально для них купили, когда популяция фарфоровых дам разрослась основательно.

– 75 кукол у меня, – уточняет Валентина Михайловна размер коллекции.

Валентина Тишевская и её куклы

А началось, как это обычно бывает, с пары понравившихся куколок, которые случайно увидела в киоске «Союзпечать» в Южно-Сахалинске. Через полгода там же на глаза попалась другая кукольная пара, и она вслед за первой отправилась в Шахтёрск вместе с новой хозяйкой.

Все красавицы с нестареющими фарфоровыми личиками – дамы известные и популярные. Это – литературные героини. И хотя кавалеров рядом на полке нет, в судьбе почти каждой незримо присутствует мужчина – тот писатель, благодаря фантазии и таланту которого она появилась на свет.

Кто-то из героинь легко узнаваем, других распознаёшь, только прочитав имя на выставочной коробке. В кукольном царстве-государстве дамы проживают привольно, никто не болеет, не умирает, так что с демографией всё в порядке. Правда, недавно одна, упав, сломала хрупкую ножку. Так что ЧП тоже случаются. У хозяйки есть свои любимицы, куда без этого?

– Вот Козетточка из «Отверженных» Гюго, – берёт она с полки невзрачную, даже без шляпки, в простом клетчатом платьице куколку. – Любимая, потому что из детства. Папа однажды принёс книжку, отрывок из романа, про её трудную жизнь.

Нельзя сказать, что в детстве Валентина Михайловна не наигралась в куклы. Вспоминает, как родители привезли из Москвы куклу, с которой она не расставалась даже ночью. А в 19, будучи студенткой техникума, увидела и не смогла пройти мимо мечты всех девчонок – чудесной ходячей куклы.

На полках мирно соседствуют не просто героини разных романов, это представительницы разных стран и даже эпох, у которых не было ни единого шанса на встречу. Флоберовская мадам Бовари (старожил коллекции), толстовская Анна Каренина и Соня Мармеладова Достоевского, лермонтовские Нина Арбенина и княжна Мери, гриновская Ассоль. Элизабет из самого «женского» романа «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, Констанция Бонасье из романтичных «Трёх мушкетёров», Эсмеральда из трагического «Собора Парижской Богоматери».

Рассматривать их можно часами. У каждой свой костюм и аксессуары: шляпки, зонтики, цветы, своя поза, причёска. Если бы литературные произведения на уроках литературы в школе «Проходили» в том числе и с такими вот учебными пособиями, нечитающее поколение, возможно, с большим желанием и интересом заглядывало бы в книги.

– Пришли к нам однажды две девочки-пятиклассницы, – иллюстрирует эту мысль хозяйка коллекции, – всех кукол пересмотрели, всех сравнили, но ни одной героини не знают. Даже Ассоль.

Первая любовь, «Алые паруса» – казалось бы, самый девчачий роман, должны зачитываться. Сама же Валентина Михайловна предпочитает читать романы исторические. Из любимых героев детства – бесшабашный Том Сойер.
Последняя кукла из серии «Дамы эпохи» датирована номером 128. Сколько ещё впереди?

– Мечтаю дождаться Екатерину Великую, – говорит женщина, – и остановиться: втрое подорожали куклы за эти пять лет.

Что ж, великая императрица – достойная точка в кукольной коллекции.

Елена Баева
Фото автора

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ