В ночь на 28 мая неизвестные лица обстреляли из огнестрельного оружия трансформатор, который находится в 300 метрах от шахтёрского порта. В результате этой диверсии обесточенными оказались порт «Шахтёрский», обогатительная фабрика и шахта «Ударновская». В течение полутора суток на предприятиях устраняли последствия аварии. Только замена вышедшего из строя трансформатора обойдётся руководству порта в несколько миллионов рублей.

Как рассказал исполнительный директор ООО «Угольный порт «Шахтёрск» С. А. Колесников, трансформатор находится на улице за пределами порта. Причём там расположены и основной, и резервный трансформаторы. В случае выхода из строя основного трансформатора шлейф перебрасывается на резервный, который только в декабре установили, опробовали и больше его не трогали. ЧП произошло в ночь на 28 мая. Около 3-х часов ночи погас свет, и диспетчер принялся обзванивать руководителей порта.

Электричества нет. Фото Анны Билеги

Сначала все подумали, что просто отгорели шлейфы и это обыкновенный порыв на линии. Сотрудники порта, которые находились на причале, взрыва не слышали, но видели сильную вспышку, похожую на молнию, после чего погас свет. Энергетики подтвердили, что произошла авария, и принялись устранять видимую причину. Однако, когда восстановили упавшие шлейфы, ток по ним так и не пошёл.

– Я подъехал к месту аварии утром, где-то в начале седьмого, – говорит С. А. Колесников. – Шлейфы были уже восстановлены, и энергетики собирались переключиться с основного трансформатора на резервный, чтобы продолжить восстановительные работы. И тут мы заметили, что весь агрегат в масляных пятнах, низ трансформатора неестественно блестит, а вокруг – масляные лужи и вся земля пропитана вязким веществом. Энергетики сняли напряжение, и мы смогли более тщательно осмотреть трансформатор. Расширительный бочок, расположенный вверху трансформатора, был пуст. Посередине охладительного устройства мы обнаружили отверстие, похожее на пулевое, через которое и вытекло масло.

Первые два ребра холодильной батареи были пробиты насквозь, а внизу под батареей находилась пуля и пластиковый контейнер от неё. Простреленный трансформатор запускать нельзя было. Второй трансформатор имеет несколько иную конструкцию: в нём охладитель другого типа, но пулевое отверстие в трубе охладителя точно такое же, как и в первом радиаторе. Естественно, мы сразу вызвали полицию. Полицейские отправили на экспертизу одну пулю и два контейнера от пуль. Вторая пуля, судя по всему, насквозь не прошла и упала в пробитую трубу трансформатора. За 42 года моего производственного стажа такого вандализма я не видел, – недоумевает С.А. Колесников.

Исполнительный директор шахтёрского угольного порта. Фото Анны Билеги

Когда пуля пробила первый трансформатор, масло потихоньку стало вытекать, его уровень упал, оно закипело, и это привело к короткому замыканию. По мнению исполнительного директора порта, два выстрела произвёл человек, сведущий в системе электроснабжения либо хорошо проинструктированный. Он шёл со знанием дела, поэтому стрелял не в корпус, что сразу вызвало бы взрыв, а целенаправленно в охладительную систему, чтобы вывести из строя оба трансформатора через некоторое время после выхода масла наружу. Судя по найденной пуле, стреляли из гладкоствольного оружия.

– Тяжесть преступления и размер нанесённого ущерба будут определять правоохранительные органы, – говорит С. А. Колесников, – могу только сказать, что косвенных убытков достаточно много. Идёт цепная реакция: если вовремя не произвести обогатительный процесс, мы не сможем загрузить уголь, за что на нас накладываются штрафные санкции, и страдает наша репутация. Что же касается прямых убытков, то один из трансформаторов восстановлению не подлежит, его замена обойдётся предприятию в несколько миллионов рублей. В резервный же трансформатор необходимо залить 2800 литров масла, и это при том, что стоимость 200-литровой бочки этой жидкости составляет 14700 рублей. Около 700 литров масла удалось спасти, остальное привезли из Южно-Сахалинска. Пробитый охладитель уже сняли, заменив его на трубу, осталось найти изоляторы и решить некоторые технические вопросы.

Короткое замыкание, произошедшее после ночных выстрелов по трансформатору, вызвало нагрузку по всем сетям. Напряжение «скакало» даже на шахте.

– У нас выбивало вентилятор главного проветривания, мы не могли подать воздух в шахту, приходилось выводить оттуда людей, – говорит директор шахты «Ударновская» К. А. Зинченко. – На поверхности вышли из строя на подстанции ячейка № 20, которая питает насосы в шахте, ячейка высоковольтной лавы, подстанция, питающая комбайн в лаве МВ-612, и на комбайне вышли из строя трансформаторы. Сегодня мы отключили подстанцию, выдаём её на-гора для ремонта. Получается: лава у нас осталась на одной подстанции, хотя должна быть на двух. Земля, которая «гуляла» после замыкания этого трансформатора, много всего наделала. Недалеко от шахты пострадала высоковольтная линия. Из-за перепадов напряжения мы простояли около полутора суток, теперь устраняем последствия.

Как сообщили в ОМВД РФ по Углегорскому району, по данному делу проводится проверка. По её результатам, возможно, будет возбуждено уголовное дело. Материалы переданы в прокуратуру, а найденными на месте происшествия пулей и контейнерами от пуль занимаются эксперты, чтобы определить, из какого оружия были произведены выстрелы.

Наш район и так называют бандитским, а данный случай беспрецедентно нарушает все устои социума. Прицельный выстрел по стратегическому объекту нанёс не только миллионные убытки предприятиям, но и создал угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в шахте. Хочется верить, что расследование данного преступления будет на особом контроле у правоохранительных органов, злоумышленника найдут, и он предстанет перед судом.

АННА БИЛЕГА

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ