Сахалин — остров рыбаков и шахтёров. Когда-то найденные залежи чёрного горючего камня на западе острова позволили появиться на свет населённым пунктам, ныне объединённым в Углегорский городской округ.
Добыча угля развивалась на протяжении нескольких десятилетий. Пока в один миг не свернулась. Закрытые, заброшенные шахты — обездвиженная экономика района. Вся отрасль осталась на мелких разрезах с добычей по несколько сот тысяч тонн, цель — дожить до конца года, потеря престижа профессии угольщика.
Зажечь новую жизнь в угольных месторождениях удалось лишь после 20-летней спячки. Обновлённая с точки зрения технологии и новых принципов работы угольная отрасль Сахалина быстро наверстала упущенное. К 2017 году Сахалин добывает рекордные 7 млн тонн угля, более 4 из которых приходятся на модернизированное, современное производство «Восточной горнорудной компании».
Предлагаем читателям разговор о результатах работы и о будущем с председателем Совета директоров ООО «Восточная горнорудная компания» Олегом Мисеврой.
— Олег Анатольевич, расскажите, с чего начался рост и успех «Восточной горнорудной компании»? Как вы это видите?
— Всё началось, когда Южно-Сахалинскую ТЭЦ решили перевести на газ. Тогда нам стало понятно, что необходимо искать новые рынки сбыта и новые возможности. Именно тогда родилась идея моментального экспорта угля на азиатские рынки. Но для этого ещё не существовало необходимых условий. Ни стабильной добычи, ни портов. К этому времени на Сахалине работали разрезы с небольшими объёмами добычи и небольшими же общими запасами, со старым оборудованием — похвастаться было нечем.
С таким «добром» нечего было и думать о масштабных проектах. Поэтому было принято решение все усилия по угледобыче сконцентрировать в наиболее перспективном Углегорском районе. С этого и начался запуск проекта ВГК. Был приобретён порт-банкрот, выиграли конкурс по Солнцевскому месторождению (II очередь) и участку Оннайский в Бошняково.
В 2013 году компания заключила соглашения с правительством Сахалинской области об осуществлении деятельности, направленной на реализацию инвестпроекта по увеличению добычи на Солнцевском угольном разрезе до 5 млн тонн и техническому перевооружению углепогрузочного комплекса в порту Шахтёрск. Компания получила возможность субсидировать процентную ставку по кредиту и льготы по уплате налога на прибыль. Хотя прибыли никакой и не было…
Благодаря поддержке области мы сразу смогли развиваться быстро и динамично. Забегая вперёд, хочу сказать, что и государство от такого сотрудничества выиграло. Для примера: в 2012 году компания заплатила налогов и сборов более 120 млн рублей, а в 2017-м — 1100 млн рублей. Важно понимать: поддержав на начальном этапе компанию, государство помогло нам «опериться», создать заметного игрока на угольном рынке и, можно сказать, помогло возродить угольную отрасль Сахалина. Плюс область получила крупного налогоплательщика и работодателя. За это время было создано 1300 рабочих мест. Вот такая поддержка со стороны государства стала первым шагом к динамичному развитию нашей компании.
— Компания закупает новую современную технику, строит новые суда. Какие перспективы у ВГК, до каких показателей она будет расти?
— Давайте вспомним, с каких показателей всё началось. Пять лет назад мне никто не верил, что добычу можно нарастить до 1 млн тонн, а в этом году мы добыли более 4 млн тонн. Отгрузка на экспорт выросла с 600 тыс. тонн до 5 млн в этом году. Каждый год для нас был рекордным. Сегодня мы в сутки отгружаем угля больше, чем за месяц несколько лет назад.
На сегодня уже имеем современный угольный разрез-миллионщик, хорошо развитый морской терминал. Следующие 5 лет для нас — это 5 лет инвестиций, связанных с работой в статусе резидента свободного порта Владивосток (СПВ). Весь объём азиатского рынка энергетического бурого угля оценивается в 400 млн тонн. Мы пришли на этот рынок и, начав с минимальных партий, шаг за шагом завоёвываем свою долю на рынках Кореи, Японии, Филиппин, Китая — за счёт качества нашей продукции и скорости доставки. Вопрос качества нашего угля немаловажен на азиатском рынке, так как по многим показателям мы превосходим своих конкурентов. Плюс контроль качества при отгрузке: мы проделали огромный объём работы и потратили значительные финансовые средства ради этого.
Нам есть ещё куда расти на этих и других рынках, мы можем и будем развиваться дальше. За текущий год мы вложили средства в капитальные затраты, позволяющие добыть в следующем году 8 млн тонн угля. Уже имеется утверждение в Роснедрах проекта по увеличению добычи до 10 млн тонн. Проектные институты подтвердили такую возможность. В следующем году мы закажем проект, который даст ответ на этот вызов. И уверены, ответ будет положительным.
— Как вы планируете использовать режим СПВ для развития?
— Экономическая зона СПВ даёт зелёный свет новым масштабным инвестициям. Несмотря на бытующее мнение, что СПВ уменьшает налогооблагаемую базу, наш проект внутри Сахалинской области доказывает, что налоги только растут. И будут продолжать расти — как в течение действия свободной экономической зоны, так и после её отмены.
Нельзя забывать, что режим СПВ позволяет легко получить налоговые льготы лишь новым компаниям. Это значит, что достигнутый уровень налоговых отчислений с наших проектов сокращаться не будет. На новые инвестиционные проекты мы получим льготы, став резидентом СПВ, но действующие предприятия (Солнцевский угольный разрез, угольный морской порт Шахтёрск) как платили, так и будут платить налоги в полной мере.
Режим СПВ позволит нам запустить инвестиционный проект по строительству нового порта и конвейера. Когда я говорю «новый порт», я имею в виду построенные с нуля гидросооружения, склады, здания, выносную галерею. И всё это — на деньги инвестора с привлечением кредитных ресурсов.
— Где расположится новый порт?
— Место определено примерно в 500–1000 метров от действующего порта Шахтерск.
— Какой объём инвестиций требуется для строительства нового порта?— По нашим оценкам, это 25–30 млрд рублей.
— ВГК заявляла о намерении организовать пункт пропуска через границу на территории порта Шахтёрск. Эта идея в силе?
— От неё никто не отказывался, процесс запущен. Сейчас мы за свой счёт возводим сам пункт пропуска. После строительства передадим его государству для эксплуатации.
Реализация этого замысла стала непростым делом. Всё было новым: проектирование, согласование. Согласование с Росграницей, таможней, пограничниками. Для нас это новый уникальный опыт, но мы справились. Несмотря на то, что строим пропускной пункт мы, он будет работать для всех угольщиков Углегорского района. Мы только рады, что сможем помочь своим коллегам.
Есть ещё один проект, о котором мало говорили публично. Для удовлетворения потребностей потребителей продукции нами в партнёрстве с компанией SGS, мировым лидером в сфере инспекционных услуг, экспертизы, испытаний и сертификации, в начале нового года будет введена в эксплуатацию современная техническая лаборатория, которая станет работать для всех угольщиков Сахалина.
— Выходит, ВГК подталкивает к открытию и развитию другие проекты?
— Именно так. Например, увеличение количества работающих на разрезе большегрузных автомобилей, как и программа нашей компании по наращиванию объёмов добычи, привлекли на территорию Углегорского района компанию по ремонту и восстановлению двигателей КАМSS, которая открывает здесь свой завод. Думаю, это следует пояснить: все большегрузные самосвалы, а также экскаваторы работают на двигателях этой марки. Таким образом, благодаря активной деятельности ВГК в Углегорском районе появится ещё одно предприятие, а значит — и новые рабочие места. Мы активно развиваем рынок аутсорсинга. Сейчас многие российские компании создают на острове предприятия для оказания нам услуг по перевозке угля и даже для его добычи на разрезе.
— Вы продолжаете привозить из других регионов работников или смогли наладить подготовку кадров на острове? Какой уровень зарплат сейчас в компании?
— Что касается поиска сотрудников, проблема остаётся для нас до конца нерешённой. На сегодня мы ведём активное сотрудничество с образовательными учреждениями островного региона. В частности, активно сотрудничаем с Сахалинским горным техникумом. Студенты этого учебного заведения проходят на наших предприятиях практику. Мы наглядно показываем, куда может прийти работать студент сразу после учёбы и что от него будут требовать. Кроме этого, обеспечиваем оборудованием сам техникум. В частности, как и обещали ранее, для СахГТ приобретены современные тренажёры-симуляторы для подготовки водителей большегрузных самосвалов. Мы ведём тесную работу с педколлективом техникума по координации учебного процесса.
Надо признать, что сегодня образовательная система Сахалина не перестроилась полностью под нужды развивающейся угольной отрасли. Поэтому мы вынуждены продолжать приглашать на работу иногородних. К слову, о самой работе в компании. Основной критерий выбора места работы для каждого человека — это прежде всего уровень заработной платы. Когда компания начинала свою деятельность, средняя заработная плата работника разреза составляла 39 тыс. рублей, сейчас — 75 тыс. рублей. В порту средняя зарплата была 19 тыс. рублей, сейчас — 77 тыс. рублей. Да, кто-то получает меньше, а кто-то больше, но надо учитывать производительность каждого, количество отработанных дней и выполнение плана.
С этого года мы пересмотрели заработную плату вспомогательного персонала. К сожалению, не смогли сделать это раньше, но двигаться нужно шаг за шагом, чтобы не споткнуться и не погубить всё…
В этом году компания получила премию «Звезда Дальнего Востока» от полпредства в ДФО как один из лучших работодателей региона. В этом и заключается основная социальная роль предприятия — создавать современные рабочие места, платить налоги.
— Если говорить о наградах, на прошлой неделе губернатор отметил вашу компанию за многолетнюю поддержку некоммерческих организаций и общественных инициатив. Расскажите, в чём заключается ваша поддержка общественных организаций?
— Наша компания, безусловно, занимается поддержкой общественных инициатив района, но при этом давайте не будем забывать, что бизнес должен заниматься бизнесом. В первую очередь мы развиваем компанию и не должны подменять собой органы власти, которые обязаны заниматься социальной сферой. Тем не менее мы активно поддерживаем развитие культуры, спорта, духовно-нравственного воспитания в районе. По мере развития компании будет расти и наш вклад в эти и другие социальные сферы жизни района.
Отдельным проявлением нашего вклада в социальную поддержку жителей района можно назвать решение по фиксированию «социальной» цены на уголь для населения района. Между ВГК и администрацией Углегорского городского округа заключено соответствующее соглашение. Администрация городского округа приобретает для жителей уголь на Солнцевском разрезе по цене 1500 рублей за тонну при рыночной цене примерно 2600 рублей. Таким образом, жители Углегорского района получают гарантированную скидку на уголь более 40 %.
— Как вы оцениваете вклад компании в развитие района и области?
— На сегодняшний день для развития бизнеса на Дальнем Востоке созданы все условия. Наша задача — быть полноценными партнёрами государства, конкурентными на рынках, инвестировать в своё дело и много работать. Мы здесь надолго, мы развиваем угольную отрасль Сахалина. А с развитием отрасли мы диверсифицируем экономику региона. Область начинает получать доход от отрасли, которая никогда не была основной на Сахалине. Уже сейчас мы вносим около 1 % в статью собственных доходов бюджета острова. И этот показатель будет только расти. Углегорский район завязан на добыче угля. Благодаря развитию ВГК район получает хороший импульс к развитию. Новые рабочие места, налоговые отчисления, всё это само по себе «ускоряет» экономику района.
— Благодарю за интересный разговор.
— Вам спасибо. В преддверии Нового года хотел бы обратиться ко всем жителям Углегорского района. От Нового года мы ждём чудес, исполнения желаний. И строим планы на будущее. Планируем закончить начатое и реализовать мечты. Желаю всем в новом году исполнения задуманного. Пусть новый год станет для вас годом побед! Желаю, чтобы в ваших семьях всегда царили уют и взаимопонимание. Здоровья и человеческого счастья каждому!
С наступающим Новым годом!
Марина Завьялова
Фото ВГК и из архива редакции