По словам исполнительного директора ООО «Угольный морской порт Шахтёрск» Юрия Гвоздикова, шесть новых судов дедвейтом 650 тонн каждое построены по заказу Восточной горнорудной компании. Проект — совершенно не типовой, он разработан специально под местные условия работы.

— Такой дедвейт для нас очень удобен, ведь в каждом порту действуют свои ограничения по осадке, длине, грузоподъёмности судов. Например, теплоходы «Сергей Кузнецов» или «Капитан Рынцын» загружаем у причала — они берут по 3300 тонн угля и делают в сутки по три рейса. Зайти в ковш для них — задача нереализуемая. А вот для 650-тонников — нет ничего проще. Кстати, специально для загрузки «новичков» приобретён стакер (самоходный конвейер). Он движется по рельсам вдоль угольных штабелей, по его стреле уголь и подаётся на судно. Затем груз доставляется на рейд: выгрузка угля на огромные 30-тысячники или 70–80-тысячные «Панамаксы» производится с помощью судовых кранов, на которые установлены 14-кубовые грейферы. В среднем 650-тонник способен выполнить 5–6 рейсов в сутки.

К слову, два судна — «Рейд-1» и «Рейд-3» — прибыли в порт Шахтёрск и уже задействованы в рейдовой перевалке угля. В ближайшее время своим ходом придут также «Рейд-2» и «Рейд-4», ещё два аналогичных по конструкции судна вот-вот сойдут со строительной верфи. Экипаж каждого 650-тонника состоит из 12 человек.

— Вот и считайте, сколько рабочих мест создано, — продолжает Юрий Гвоздиков. — И, заметьте, речь идёт лишь о шести довольно компактных судах. В скором времени в порту под загрузку также станут сухогрузы «Николай Чудотворец» и «Святая Варвара» дедвейтом по 4300 тонн. Они уже приобретены, однако по назначению пока не используются: некоторое время займёт переоформление документов по переводу сухогрузов под российский флаг. Тем не менее хочу отметить, что экипаж каждого из восьми судов формируется из своих, местных, кадров. Некоторых недостающих специалистов, конечно же, придётся привлечь со стороны. Но, повторюсь, в первую очередь мы стараемся обеспечить работой сахалинцев.

Кстати, первая группа из 16 работников шахты «Ударновская» (в середине лета, напомним, предприятие признали банкротом) 28 июня приступила к курсам переквалификации в Сахалинском морском колледже (Невельск). Здесь они освоили новую для себя профессию — вахтенного матроса. Сейчас вчерашние шахтёры проходят стажировку в порту Шахтёрска, а в первых числах ноября уже станут полноправными членами экипажа на новых судах.

…В тот день, когда мы побывали в шахтёрском порту, чтобы пообщаться с Юрием Гвоздиковым, море, что называется, болтало — все погрузочные работы были приостановлены. Понаблюдать за новыми 650-тонниками в деле не удалось, а вот подняться на борт — запросто.

Хотя кажется, уголь и чистота — понятия, в общем-то, несовместимые, внутри, в судовых помещениях «Рейда-3», — светло и чисто.

— А как вы хотели — флотский порядок! — говорит матрос Вадим Заварин.

В святая святых судна — машинном отделении — перемигиваются красно-зелёные лампочки, холодно поблёскивают металлические тумблеры, едва ощутимо вибрируют судовые двигатели.

— Управление полностью автоматическое, — рассказывает вахтенный помощник капитана Вячеслав Тимченко. — Влияние на работу механизмов так называемого человеческого фактора сведено до минимума.

Несмотря на довольно компактную геометрию кают, пищеблока, санитарных помещений, борт превосходно упакован: условия здесь созданы не только для комфортной работы, но и отдыха членов экипажа. Хотя казалось бы, назначение 650-тонника довольно однообразное: погрузка — подход к сухогрузу — разгрузка… Однако на вопрос, не надоедает ли ходить по морю, словно по конвейерной ленте — от ковша до гигантских кораблей на горизонте, Вячеслав Тимченко философски заметил: «Нет, не надоедает. Кто-то ведь должен выполнять и эту работу».

Семь футов под килем, шахтёрский флот!

Алина Голоскок
Фото Алексея Пудовкина и автора

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ