20 октября для Юрия Архарова, 17 лет проработавшего в хирургическом отделении УЦРБ, 14 из которых — в должности заведующего, стал последним рабочим днём в Углегорске.
Накануне на заседании облдумы, депутатом которой Юрий Викторович стал в сентябре нынешнего года, народные избранники большинством голосов решили: именно он будет представлять интересы Сахалинской области в Совете Федерации РФ. Совмещать эту работу с работой практикующего хирурга, увы, не получится — таков закон.
Имя Юрия Архарова в Углегорском районе в представлении не нуждается: Человек и Врач с большой буквы, представитель самой гуманной и благородной профессии, 17 лет своей жизни отдавший служению людям. Безотказный и скромный трудяга, на счету которого — сотни операций, сотни спасённых жизней, сотни благодарных пациентов… Быть может, именно поэтому разговаривать с ним накануне его отъезда — тяжелее некуда. Быть может, именно поэтому всё время с трудом удаётся сдерживать слёзы, с трудом удаётся сдерживать себя — чтобы не задать один-единственный вопрос: «Как же мы без вас?..» Сделать это не позволяет его спокойный (словно ничего не произошло) и мудрый голос, его тёплый взгляд, будто излучающий свет…
Мы идём по коридору хирургического отделения — в направлении операционного
блока, капитальный ремонт которого практически завершён. И буквально на каждом шагу к хирургу то и дело подходят пациенты, бережно берут за руку: «Юрий Викторович! Такой вопрос…», «Юрий Викторович! Помните, вы говорили…», «Юрий Викторович! Как думаете, меня скоро выпишут?..» И он привычно не проходит мимо — останавливается, вдумчиво слушает, а потом долго и подробно что-то объясняет человеку, который к нему обратился. Просто потому, что в его сердце, наполненном большой любовью к людям, всегда найдётся место для тех, кто в этом нуждается.
Впереди — массивная металлическая дверь со строгой надписью: «Операционный блок». Это — детище Юрия Архарова, буквально выстраданное им за несколько последних лет. Он вложил в него немало своих сил, нервов, времени — во имя всё той же великой любви к человеку, к его хрупкой жизни.
Необходимость капитального ремонта без преувеличения одного из ключевых помещений УЦРБ, которое сдали в эксплуатацию 37 лет назад, назрела давно: здесь, напомним, банально отсутствовала даже вентиляция. Отопительная система также не радовала ни врачей, ни пациентов: в оперблоке зимой было холодно, а летом — сыро и душно. В таких условиях, приближённых к экстремальным, здесь ежегодно проводили свыше 900 операций, большинство из которых были экстренными.
— Вопрос о ремонте хирургического отделения в целом и оперблока в частности мы поднимали давно, — говорит Юрий Архаров. — Деньги для этого, сами понимаете, требовались немалые. Мы стучались во все двери, обращались к представителям разных уровней власти… Несколько лет назад, когда ситуация практически достигла критической отметки, министерство здравоохранения выделило некоторую сумму, однако для полноценного ремонта и хирургического отделения, и операционного блока этих денег было явно недостаточно. Именно поэтому я предложил главному врачу УЦРБ подойти к решению проблемы комплексно и провести ремонт в два этапа: сначала привести в порядок отделение, затем — оперблок. Так и поступили.
Правда, продолжает Юрий Викторович, после ремонта в отделении хирургии вопрос об оперблоке снова «завис»:
— К нам приезжали представители и региональной власти, и министерства здравоохранения — проблему мы озвучивали для всех. Однако деньги на ремонт оперблока так и не поступали. Честно говоря, порой становилось страшно от одной мысли, что нужную сумму нам так и не выделят. Надеялись на лучшее, не опускали рук: хирург, от которого часто зависит, будет человек жить или нет, просто не имеет на это права. В каких бы условиях ему ни приходилось работать.
Весной 2017-го решение многолетней проблемы наконец сдвинулось с мёртвой точки: на сайте госзакупок был объявлен аукцион на ремонт оперблока УЦРБ.
— Большое содействие в этом оказал губернатор Сахалинской области, которому мы рассказали о нашей общей проблеме, — говорит Юрий Архаров. — Необходимую на ремонт сумму выделили из дополнительного миллиарда, направленного по распоряжению Олега Кожемяко из регионального бюджета на развитие нашего района. В общей сложности капремонт обошёлся без малого в 21 млн рублей.
Оперблок — сердце отделения хирургии, уверен Юрий Викторович, поэтому процесс его преображения и у него как заведующего, и у главного врача больницы Надежды Литкевич находился на особом контроле.
— Старый потрескавшийся кафель в помещении заменили на теплоизоляционные плиты солнечной расцветки, — демонстрирует нам «обновку» Юрий Архаров. — Внутри установлены раздвижные гигиенические дверные блоки из нержавейки, на полу — антибактериальные плиты из макромолекулярного материала и поливинилхлорида.
Но главное — в оперблоке появилось новое оборудование.
— Анестезиологические консоли со встроенными розетками и подводом медицинских газов, — показывает Архаров, — только с виду довольно непрезентабельны. На самом деле это большое подспорье в работе хирурга. Их установка позволила избавиться от проводов и шлангов, которые тянулись по полу, о которые приходилось вечно спотыкаться, вечно в них путаться. Чувствуете прохладу в помещении? Это работают лёгкие нашего оперблока — новая система вентиляции.
Рядом с операционной — материальная комната, палата пробуждения для пациентов, кабинет старшей медсестры оперблока. По соседству с ним поблёскивает холодным изумрудом кафеля душевая для персонала. Бороться за жизнь человека хирурги могут по нескольку часов, поэтому современная душевая кабина в оперблоке — необходимость.
— Как видите, практически всё готово, — резюмирует Юрий Викторович. — Остались мелочи. И я думаю, при должном контроле руководства больницы доделать их не составит труда. Так что совсем скоро проводить плановые и внеплановые операции наши хирурги смогут уже в новых условиях — комфортных и современных. Думаю, всё будет хорошо.
И, глядя на уважаемого многими хирурга, в это действительно верится. Действительно: всё должно быть хорошо.
Алина Голоскок
Фото Алексея Пудовкина