21 ноября в Углегорске и селе Ольховка решением районной комиссии по чрезвычайным ситуациям был введён режим ЧС. Причина — мутная вода землистого цвета, которая текла из кранов в домах местных жителей с пятницы, 17 ноября.
Однако сегодня вечером, 22 ноября, решением КЧС режим чрезвычайной ситуации снят в Ольховке и почти во всём Углегорске — за исключением микрорайона порта. В четверг здесь по-прежнему не заработает детский сад, а занятия в школах будут сокращены. В остальных микрорайонах города и в Ольховке показатели воды соответствуют гигиеническим нормам. Родители могут вести детей в детские сады.
…Сказать, что проблема с водой для райцентра в последние годы относится к разряду наболевших — ничего не сказать. Тёмная жидкость, которая ни с того ни с сего начинает течь из кранов вместо питьевой воды, доводит горожан и сельчан до отчаяния. К слову, весной этого года режим ЧС в Углегорске и Ольховке уже вводили, причём дважды за один месяц: 13 и 28 марта. Обстоятельства аналогичные: озвученная причина — сброс сточных вод с Солнцевского.
В конце июля на разрезе установили дорогостоящую водоочистную станцию. Именно через неё должна была проходить вся грязная вода, которая скапливается на разрезе во время выработки породы и которую затем сбрасывают в Углегорку. Казалось бы, проблема грязноводья должна уйти в прошлое. Казалось бы, но нет.
Вчера специально созданная комиссия (в неё вошли представители Роспотребнадзора, прокуратуры, полиции, ГО и ЧС, а также Солнцевского разреза), как это было в марте, выехала для отбора проб в реках и установления возможной причины их загрязнения.
— За время рейда мы обследовали Тарасовку, — рассказал Юрий Стиплин, начальник территориального отдела Роспотребнадзора. — Пробы отобрали на разрезе из зумпфа (накопителя), собственно из Тарасовки (там, где она протекает по территории разреза и где установлены очистные сооружения угольного предприятия) и ниже по течению. Предположительно обнаружили место сброса сточных вод. По крайней мере, есть определённые признаки, которые на это указывают. Кроме того, пробы воды отобраны в Углегорке: до впадения Тарасовки и ниже 500 метров после. Визуально до впадения вода чистая, после — грязь. Весь отобранный материал направлен на лабораторное исследование в Холмск. Первые результаты должны прийти уже к концу этой недели.
— Трубы, по которым очищенная вода с фильтровальной станции разреза должна уходить в Тарасовку, на момент обследования оказались сухими, — добавил специалист местного отдела ГО и ЧС Александр Рыбалка. — Пробы воды мы отбирали в прибрежной зоне, и грунт здесь не был мёрзлым.
Всё это даёт основания предполагать, считают специалисты, что очистная станция разреза бездействует, а сброс сточных вод действительно имел место быть. Причём не так давно. Эту уверенность подкрепляет и то, что Солнцевский — объективно единственный источник грязи в Углегорке. Других факторов, которые могли бы довести воду в реке до состояния взвеси, сейчас попросту не существует.
«Мутную» историю с водой прокомментировал директор ООО «Солнцевский угольный разрез» Игорь Ковач.
— Виноваты мы или нет, будут разбираться компетентные органы. До последнего времени водоочистная станция на разрезе работала. Однако в середине прошлой недели (15 ноября. — Прим. ред.) в связи с резким похолоданием произошло её автоматическое отключение. Из-за мороза перестали поступать коагулянты. Мы уже вызвали специалистов, которые занимались установкой станции. Они будут разбираться. Однозначно могу сказать, что целенаправленного сброса технологических вод разрез не производил.
Конечно, именно комплексная проверка точно установит виновника чрезвычайной ситуации. Хотя большинство углегорцев даже не сомневается, что всему виной — угольный разрез.
Алина Голоскок
Фото Алексея Пудовкина
Видео читателя (снято утром 22 ноября)