В нашу редакцию пришло сообщение с фотографиями от жительницы села Ольховка Углегорского района. Живёт она в доме на улице с красивым праздничным названием – Первомайская. Но невесёлым оказалось её сообщение, нерадужными фотографии…
За человеческие условия жизни
В то время, как трудящиеся района готовятся выйти на праздничное первомайское шествие, на улице Первомайской в селе Ольховка что ни день происходят стихийные митинги. Жители дома № 6 требуют переселения из аварийного жилья.
Люди уже несколько лет пишут петиции в местную администрацию, взывают о помощи к депутатам Углегорского поселения, которых выбирали, и как последняя надежда – обратились в редакцию «Углегорских новостей». Граждане пытаются отстоять своё право на достойную жизнь, гарантированное Конституцией РФ.
Когда-то Ираида Ерофеева, Ирина Горлова и Наталья Куленок тоже ходили на первомайские демонстрации. Вместе с товарищами кричали «ура», гордились производственными показателями и радостно махали веточками, украшенными бумажными цветами. Ираида была передовиком производства в совхозном птичнике, Ирина трудилась в совхозе «Ударный» полеводом, Наталья по вечерам показывала односельчанам кино в клубе, где работала киномехаником. Но в последние годы жителям дома № 6, что на улице Первомайской, не до веселья: водопровод в доме давно отключили, потолки в квартирах осыпаются, кровля протекает. Сараи развалились, общественный туалет на улице давно стал декорацией к общей картине хаоса и разрухи во дворе, заходить в него опасно для жизни.
Бараку – полвека
Три двухэтажных дома в Ольховке по улице Первомайской приняли новосёлов в 1968 году. Новые квартиры получили работники совхоза «Ударный». Раньше здесь был водопровод, во дворах стояли сараи, где люди держали домашнюю живность. Праздник Весны и Труда жильцы встречали так дружно, что было слышно на всю округу: во дворе накрывали столы, каждая хозяйка выносила угощенье, пели песни и танцевали.
Прошло почти 50 лет. И сегодня, заходя в уже ветхое строение, только одно приходит на ум: «Как можно жить в таких условиях?!» Кажется, толкни – и деревянный сарай (по-другому это жилище не назовёшь) тут же сложится как карточный домик. Сегодня на Первомайской не рады маю. Потому что с начала весны дом подтапливают талые воды, которые стоят в подъезде до самого лета, а с дождями и того дольше. Без всякой комиссии понятно, что для проживания дом не пригоден.
– Меня заселили сюда в 2006-м из другого барака, подлежащего сносу, – говорит Наталья Куленок. – Здесь и тогда уже не было нормальных условий. Элементарно сходить в туалет, извините за подробности, – и то для многих проблема. Мы бегаем зимой в сараи, которые вот-вот завалятся, потому что стесняемся взрослых детей (в квартирах нет не только ванных комнат, но и туалетов, а также воды. – Прим. авт.).
Наталья живёт в квартире вместе с отцом – инвалидом 1-й группы. Виктор Алексеевич заработал пенсию на бумкомбинате. Сейчас лежит беспомощный. Дочь-пенсионерка ходит за водой к колонке по несколько раз в день, чтобы, в том числе, помыть отца и бельё постирать. Когда я зашла к ним в квартиру, старик прикрыл лицо рукой и, как ребёнок, расплакался от обиды за свою жизнь.
Из-за того что на первом этаже барака три квартиры пустуют, жители верхних этажей боятся обвала.
– Снизу идёт холод, зимой сжигаем много угля, чтобы согреться, – пожаловалась пенсионерка Ираида Ерофеева. Она – старожил дома № 6, получила квартиру от совхоза в 1976 году. Женщина она суровая, про таких говорят: за словом в карман не полезет, давно уже высказала чиновникам своё мнение по поводу сложившейся ситуации, слов при общении не подбирала.
– Мне обидно за себя. Всю жизнь проработала в совхозе, была на хорошем счету, заработала звание «Ветеран труда», сейчас ухаживаю за мужем-инвалидом. Неужели в свои 73 года не заслужила того, чтобы жить по-человечески?!
Сейчас она – инвалид по зрению, спускается со второго этажа на ощупь, крепко держась за перила, чтобы не скатиться по лестнице вниз.
– Когда наконец и на нашей улице наступит праздник? – спросили жители дома с улицы Первомайской, прощаясь. Кому этот вопрос был задан конкретно, я не поняла, похоже, они и сами уже не знают, к кому ещё можно обратиться, чтобы добиться справедливости.
– Или власти ждут, пока мы помрём, тогда и проблем не будет?
Стихийные митинги во дворе домов № 5 и 6 проходят почти ежедневно. Поворчат люди между собой, на судьбу пожалуются, жизнь при Советах вспомнят и расходятся, каждый по своим делам. И хотя отчаяние в этом доме поселилось давно, теплится ещё надежда у людей, что следующий Первомай они встретят в достойных условиях.
Что говорит закон
В администрации Углегорского городского поселения эту ситуацию прокомментировала специалист по жилищным вопросам Наталья Саенко.
– Чтобы встать в очередь на переселение из ветхого и аварийного жилья, необходимо написать заявление в администрацию УГП, и межведомственная комиссия проведёт обследование жилого помещения на факт пригодности (непригодности) для проживания. В доме № 6 по улице Первомайской в Ольховке такой акт имеют всего две семьи, прописанные в квартирах № 4 и 8. По заявлению граждан межведомственная комиссия Углегорского городского поселения провела обследование жилых помещений в конце прошлого и в начале этого года.
На основании актов данные жилые помещения были внесены в реестр домов, признанных ветхими (аварийными), непригодными для проживания, по муниципальной программе «Обеспечение населения муниципального образования «Углегорское городское поселение» качественным жильём на оды», которая действует до конца 2020 года и предусматривает переселение во вновь строящиеся дома. В реестре на переселение числится 666 семей. Жилые помещения в первую очередь будут предоставляться гражданам, чьи дома признаны аварийными до 1 января 2012 года.
Но есть и другая очередь. Граждане могут собрать пакет документов и встать в очередь нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма малоимущим гражданам. В этой очереди стоит 154 семьи. Малоимущим гражданам предоставляют жильё на вторичном рынке. Доход таких семей должен составлять не больше 15 тысяч рублей на человека.
От редакции. К нам часто идут те, кто не нашёл понимания и помощи в соответствующих инстанциях. И этой ситуацией, когда люди вынуждены жить в нечеловеческих условиях, должны бы заняться органы местного самоуправления, в том числе и депутаты Совета Углегорского поселения, наконец, соответствующие органы. Мы постараемся пройти по запутанному лабиринту властных коридоров и получить ответы на вопросы, например на такой: как прожить до 2020 года в домах № 5 и 6 по улице Первомайской? Или: сколько в нашем поселении пустующих неприватизированных квартир, которые можно было бы отремонтировать и отдать остронуждающимся? Есть и другие вопросы на ту же тему. К примеру, когда же у нас начнётся долгожданное жилищное строительство? Полученные ответы мы обязательно обнародуем.
Снежанна Соколова
Фото автора