Благородное дело бойцов углегорского поискового отряда «АвиаПоиск»

В администрации округа благодарственным письмом губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко и почётной грамотой за подписью и. о. главы администрации Углегорского городского округа Сергея Дорощука награждены руководитель региональной общественной организации «Сахалинский поисковый отряд „АвиаПоиск“» Валентин Головин и боец этого отряда Александр Васильев.

Они заслужили признательность за помощь в установлении имён воинов, погибших при освобождении Южного Сахалина и Курильских островов в августе 1945 года.

При встрече с корреспондентом «УН» известные не только в Углегорском районе поисковики, получившие награды, были не очень словоохотливы, мол, мы делаем обычное дело. И это понятно. Ведь настоящие мужчины, как правило, немногословны, они не любят хвастать своими поступками и свершениями. Лучше пусть об этом расскажут другие…

В отряде «АвиаПоиск» один из активных бойцов — Наталья Головина, она же верная спутница по жизни и соратница командира, а по совместительству — его заместитель в отряде и специалист по связям с общественностью.

А всё началось…
Вот уже несколько лет все свои выходные и отпуска чета Головиных проводит в походах, цель которых одна — воскресить имена солдат, павших за освобождение Сахалина.

— Всё началось четыре года назад, — рассказала Наталья, — когда на кладбище в Шахтёрске мы обратили внимание на заброшенную братскую могилу шести лётчиков, погибших 12 августа 1950 года при испытании самолёта. Нам стало интересно, при каких обстоятельствах они погибли. Мысль об этом долго не давала покоя, и тогда мы с Валентином взялись за дело. В результате поисковой работы удалось собрать богатый материал о судьбах лётчиков, мы связались с их родными, а через два года восстановили братскую могилу. И с этого момента уже не могли остановиться…

В 2013 году местные поисковики по собственной инициативе взялись за поиски самолёта, потерпевшего крушение в 50-м году прошлого столетия.

Известно было только одно: искать обломки нужно на горе Белухе. Исколесили её, как говорится, вдоль и поперёк — безрезультатно. И вот однажды, возвращаясь по темноте из очередного похода, обессилившая и промокшая, уже потерявшая всякую надежду на удачу Наталья Головина мысленно проговорила:

— Ребята, миленькие, ну пожалуйста, дайте о себе знать. Мы хотим сохранить о вас память…

Именно с того времени несентиментальная женщина начала верить в таинственные силы:

— После моего обращения к лётчикам мы вышли прямо на обломки самолёта Ли-2. В тот момент трудно было не заплакать от радости. Нашли хвост самолёта, простреленный из дробовика, и двигатель. Оказалось, что несколько десятков лет на этом месте мимо обломков ходили люди. Мы увидели надпись: «Здесь был Вася», кто-то даже пробовал спилить винт. Вокруг лежали консервные банки. Удивило одно: почему столько лет никто не пытался восстановить историю этой катастрофы?

Возвращение имён из небытия
В процессе первого своего поискового дела инициативная группа Углегорского района вышла на Ярослава Ливанского — командира приморского поискового отряда. На его счету более 100 поднятых обломков военных самолётов и несколько сотен установленных имён погибших лётчиков. Ярослав пригласил начинающих искателей вместе поработать в экспедиции «Вахта памяти» на китайско-российской границе, вблизи озера Хасан и одноимённого посёлка, где в 1938 году начался вооружённый конфликт с японцами.

— Валентин сначала не хотел ехать и тратить долгожданный отпуск на раскопки, но, к счастью, мне удалось его уговорить. Взяли с собой простенькие металлоискатели, собрали рюкзаки — и вперёд. И уже после десяти дней поисковых работ я с трудом усадила своего мужа в самолёт, чтобы лететь домой. Нам там очень понравилось. Главное, мы поняли смысл этой нелёгкой деятельности — возвращения из небытия имён солдат, защитников Отечества. Это дорогого стоит.

За то время, что супруги Головины занимались своими первыми раскопками, им вместе с другими участниками экспедиции удалось поднять останки пяти неизвестных советских солдат.

— И когда летом 2014 года мы вернулись из Приморья домой, поняли, что заболели поисковой работой навсегда, что без таких походов уже не сможем спокойно жить…

Пополнение поискового отряда
Так два года назад в нашем районе появился поисковый отряд «АвиаПоиск», зарегистрированный в минюсте как региональная общественная организация Сахалинской области. До нынешнего года в составе отряда работали только три человека: Валентин и Наталья Головины, Александр Васильев — брат Натальи. Ряды местных поисковиков значительно пополнились на «Вахте памяти — 2017», которая проходила на территории Смирныховского района. К восстановлению памяти о солдатах, погибших в боях за освобождение Сахалина, подключились земляки: Михаил Безбородов, Олег Новосёлов, Сергей Сомов, Евгений Курагин и Зинаида Баженова.

Во время недавней экспедиции наши поисковики вместе с другими участниками всероссийского проекта подняли из земли останки восьми солдат Красной армии и трёх воинов императорской армии Японии. Говорят, это была самая плодотворная поисковая работа на Сахалине за последние десятилетия.

В скором времени углегорские поисковики примут участие в процедуре кремации и торжественной церемонии передачи останков японских воинов представителям Страны восходящего солнца. На родной земле их захоронят со всеми почестями.

Семейное дело
Со временем увлечение семьи Головиных переросло в нечто большее, чем хобби — стало делом всей жизни, как бы пафосно это ни звучало. Вместе с родителями участие в экспедициях иногда принимает и восьмилетняя дочь Даша. Девчушка хорошо понимает, почему её папа и мама так бережно держат в руках найденное в земле и почему останки погибших необходимо достойно захоронить. И как-то ненавязчиво, собственным примером Валентин и Наталья привили дочери любовь к патриотическим песням, которые они поют у костра. Вместо всяких «муси-пуси» Даша часто напевает дома: «А степная трава пахнет горечью…» или «Стоит над горою Алёша…» Она знает, где и по какому поводу был возведён памятник советскому солдату с девочкой на руках…

После жаркого в поисковом смысле лета Головины стараются сейчас свыкнуться с мыслью о необходимости вынужденных каникул:

— Сейчас самый горячий сезон поисковых работ прошёл. Дальше — зима, время, когда у нас с Валентином начинается настоящая «ломка», — говорит, вздыхая, боец поискового отряда Наталья. — Одно успокаивает: можно будет заниматься кропотливой работой в архивах, вести переписку с родными погибших бойцов, составлять маршруты на будущий год.

Планов у наших поисковиков много, и все намеченные маршруты для них очень интересны, только говорят об этом пока с осторожностью — чтобы мечты сбылись.

— Хотим поработать за пределами России, на территории Китая, в перспективе — проект с коллегами из Японии. Но главное — мы мечтаем о своём музее в Углегорске, чтобы проводить патриотические уроки для ребят, ведь экспонатов накопилось достаточно.

А пока на землю ещё не лёг снег, руководитель «Авиа-Поиска» Валентин Головин и боец Александр Васильев каждую пятницу укладывают в машину свои уже современные металлоискатели, закидывают рюкзаки со съестным и мчатся на все выходные на очередные раскопки. Наталья же, когда не может поехать с ними, бывает, укоряет мужа: мол, опять одна с дочкой остаюсь. Но Валентину есть что ответить жене.

— Говорит: «А кто меня этим делом увлёк, любимая?», и я сразу умолкаю, — смеётся Наталья, — потому что муж прав: сама затеяла.

«Не мы ищем, а они — нас»
Опыт показал — удача в поисках чаще всего приходит в дождливую погоду и, как правило, на обратном пути, когда силы и вера в неё почти на исходе. Сегодня они уже свободно владеют терминами бывалых поисковиков и не сомневаются: земля отдаёт людям то, что они ищут настойчиво.

— Мы с ребятами сначала не понимали этого. А потом на себе испытали: можно ходить по одному и тому же месту сотни раз и ничего не находить, а потом раз — и вот оно! А ещё у нас говорят, что не мы ищем погибших бойцов, а они — нас, потому что души их ждут упокоения, подобающего солдату.

По слова Натальи Головиной, многие знакомые поначалу не понимали их увлечения, удивлялись: зачем тратить своё свободное время на непонятное хобби, для чего тревожить усопших? Отвечая корреспонденту «УН» на такой вопрос, Наталья Головина заметно разволновалась, словно вновь переживала трепетные мгновения соприкосновения с историей:

— Когда получается предать земле останки воинов, испытываешь облегчение и чувство выполненного долга. Лично мы, участники поисковых экспедиций, теперь изучаем историю не по книгам, а держим эту историю в своих руках и будто сами становимся свидетелями тех героических событий.

22 августа этого года, в момент торжественного захоронения останков советских солдат в братской могиле, которая находится на территории Смирныховского района, у Натальи Головиной сами собой сложились стихотворные строчки:

Я слышу звуки той войны,
Которая гремела в 45-м,
Когда родной мой остров Сахалин
Освобождали русские солдаты…

Спасибо вам, бойцы отряда «АвиаПоиск», за ваше благородное дело.

Снежанна Соколова
Фото автора и из архива отряда «АвиаПоиск»

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ