Анна Воробьёва из Углегорска: «Я счастливая, потому что выжила»

К обеду Анна Арсентьевна Воробьёва из Углегорска приготовила наваристого борща. Для гостей из районной газеты поставила на стол чашки с горячим кофе и вазочку с конфетами и печеньем.

У Анны Арсентьевны, как она говорит, всего вдоволь. Ветеран труда и ребёнок войны размером своей пенсии довольна: ни в чём себе не отказывает. Зато детская память на всю жизнь зафиксировала: первое, что она попробовала из сладкого в детстве, — кусок сахара во время Великой Отечественной, а конфеты и пряники увидела только в 50-х годах.

— Мама меня, маленькую, держала на руках, а какой-то мужчина в солдатской форме вынул из вещевого мешка сахар и протянул его мне. До этого я не знала вкуса сладкого. Мало что помню из военных времён, а вот этот случай забыть не могу.

Анна Арсентьевна родилась 25 ноября 1942 года. В этом году ей исполнится 79. Многое из того, что ей и её семье, жителям украинского хутора Рубеж Черниговской области, пришлось пережить, она знает и помнит благодаря рассказам своей мамы.

— В нашем хуторе стоял высокий дуб, на нём было большое гнездо, в котором своё потомство выводили аисты. Однажды, когда хуторяне стали выходить из подвала, в котором укрывались от фашистов и бомбёжек, из гнезда по мирным людям начал стрелять немец. Много хуторян тогда он положил: женщин с маленькими детьми, стариков. А нам с мамой удалось проскочить, избежать верной гибели.

При отступлении немцы свирепствовали.

— Как говорила бабушка, многих детей, которые на глаза попались, убивали, даже заживо нанизывали на провода. Особенно уничтожали евреев. Соседи прятали их в погребах, чтобы фашисты не расстреляли, — вспоминает женщина.

Ощущение голода особо запомнилось в послевоенное время, когда Анечка Прищепа немного повзрослела и ей исполнилось пять. Она отчётливо помнит, что кушать хотелось всегда, из самого вкусного в те годы были лепёшки из лебеды и красного клевера.

— Мы, ребятишки, рвали траву, а бабушка её толкла в ступке. Искали на полях и собирали гнилую картошку. В школу после войны ходили в соседний хутор за пять километров. Из одежды — телогрейки, перешитые из солдатских шинелей, из них же — сумки, в которых носили книжки, тетрадки, чернила. Чернила в школе нельзя было оставлять, в холодных классах они замерзали. По дороге в школу и обратно, особенно осенью, на пути можно было встретить волков. Чтобы отпугнуть их, мы носили с собою так называемые кадила — банки с тряпками, пропитанные мазутом. В случае опасности мы поджигали их и таким образом отпугивали диких зверей.

Помнит Анна Арсентьевна, как в послевоенное время у них издох от болезни телёнок. Все знают, что в этом случае мясо в пищу употреблять нельзя. Но в то время хуторянам было не до гурманства. Прибежала тогда к семье Прищепа мать семерых детей, жена погибшего фронтовика, и слёзно молила соседей отдать ей тушу животного, иначе дети умрут от голода…

После окончания войны украинская земля, как белорусская и часть российской, сплошь была покрыта воронками от бомбёжек и усеяна неразорвавшимися снарядами. Сколько ещё советских ребятишек погибло, играючи ими… Аню Прищепу, к счастью, такая беда обошла стороной.

До границы с Белоруссией — 7, до России — километров 17. Ещё Аня хорошо помнит, как они, школьники из Украины, умели крепко дружить со сверстниками из соседних республик тогда ещё единой страны — СССР. Собирались на общие слёты, пели песни на родном языке, делились секретами национальных блюд… и ничего тогда не делили, не ссорились.

— Страну защищали всем миром и трудились вместе на её благо в послевоенное время, — говорит Анна Арсентьевна. К сожалению, не осталось у Анны Воробьёвой старых фотографий: житейская суета, переезды. Но сумела сохранить она единственный раритет, которому более 100 лет: льняной рушник, вышитый ещё её бабушкой Ганой.

— Смотрю всегда на этот рушник, дом и родных из Украины вспоминаю. Как, несмотря на общее горе, соседи помогали друг другу строить землянки, потому что дома немцы сожгли, как сообща всем хутором помогали друг другу заготавливать сено.

Окончив на материке строительный техникум, в 1970 году приехала Анна Воробьёва на Сахалин. В Углегорске более 28 лет она преподавала в СГПТУ № 16. С теплотой вспоминает коллектив, с которым работала. Говорит, что обязательно пойдёт с некоторыми из бывших коллег в этом году на шествие Победы в Углегорске, потому что праздник 9 Мая для неё святой.

— Я считаю, что мало страха пережила: многого не помню, что было в войну страшного. А вот другие дети с голоду пухли, умирали, их убивало снарядами. Я же счастливый человек, потому что выжила. А землякам, сахалинцам, желаю, чтобы берегли родную землю, жили дружно и были друг к другу добрее.

И вас с великим праздником, Анна Арсентьевна, с Днём Победы! Здоровья и мирного неба!

Снежанна Соколова
Фото автора

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ