Проблемы противостояния человека и окружающей среды занимают всё больше места в повестке дня властей всех уровней. На недавней большой пресс-конференции президент Владимир Путин в очередной раз подчеркнул важность их решения. В Углегорском районе такая работа тоже ведётся. Правда, со своей спецификой.
Основная составляющая особенностей видна в названии муниципалитета. Угольная промышленность — главный местный работодатель, налогоплательщик и проводник общего технологического развития.
Угольный след
Правительство Сахалинской области называет одним из приоритетов снижение углеродного следа, то есть последствий сжигания ископаемого топлива. К 2025 году островные власти обещают завершить 100%-ную газификацию региона. Перспективы перевода в Углегорском районе на газ хотя бы котельных пока весьма туманны. Конкретных предложений о строительстве газопроводов и газораспределительных станций пока не слышно. Да и прокладывать такую инфраструктуру в удалённом от всех «голубых потоков» районе — баснословно дорого.
Один из вариантов решения проблемы — сжиженный природный газ, который можно доставить автотранспортом или морем в любой уголок Сахалина. Малотоннажный завод СПГ на 42 тыс. тонн в год и объекты потребления такого топлива (то есть котельные) власти договорились строить с «Газпромом». Пока это меморандум, то есть даже до начала строительства могут пройти годы, однако лиха беда начало.
Другой способ — снять ЖКХ с «угольной иглы» — пока выглядит ещё более фантастичным. Это создание водородного кластера — центра производства альтернативного топлива, всё более популярного в мире. Некоторые автоконцерны уже серийно производят такие машины. Показатели КПД и экологичности Н2 впечатляют, и сахалинское правительство планирует это направление развивать. С будущего года, например, вопрос собираются изучать в СахГУ, затем хотят построить центр компетенций по водородной энергетике.
Для Углегорска водородные перспективы интересны. Муниципалитет готовит документы на защиту идеи строительства современной котельной, которая заменит все существующие. Сначала объект будет работать на угле, а потом, при появлении водородного, сможет быть перестроен на такое топливо. По словам вице-мэра Елены Органовой, источниками финансирования предварительно определены федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ (60 %), а также областной (30 %) и местный (10 %) бюджеты. Даже если новая котельная будет работать только на угле и Н2 останется мечтой, выбросы в атмосферу у неё будут на порядки меньше, чем из устаревших кочегарок. Новейшее оборудование для улавливания и обезвреживания дыма избавит город от удушливых зимних облаков. Да и для всей системы отопления Углегорска это будет подарок. Словом, ждём реализации задумки с нетерпением.
Мусорные облака
От глобальных идей перейдём к практике. Пока многомиллиардные идеи ждут воплощения, реальная работа муниципальных структур уже делает нашу жизнь лучше. УН уже рассказывали в этом году о борьбе с несанкционированными свалками, которую в районе вели с весны. Благодаря людям, которые сообщали об уродующих леса и обочины грудах хлама, удалось ликвидировать около 170 незаконных помоек. На полигон вывезены десятки тысяч кубометров отходов. Большинство нелегальных мест складирования мусора образовались годы и десятилетия назад. Только в 2020-м до них наконец дошли руки и нашлись деньги. Район заметно очистился, но уборку власти прекращать не будут. Она приостановлена до схода снега, а в апреле-мае возобновится.
Одна из составляющих бытовых отходов — использованные покрышки. Авторезина в природе разлагается сотни лет, загрязняя воду и почву токсинами и канцерогенами. Немного исправить ситуацию позволит комплекс переработки шин, который открывает Восточная горнорудная компания. ООО «ВГК Сервис», «дочка» угольной корпорации, уже забетонировало под него участок площадью 500 м² недалеко от поворота с трассы на Солнцевский угольный разрез. Предприятие закупило часть оборудования и планирует открыть завод по переработке резиновой «автообуви» к 1 августа 2021-го.
Автомобили и канализация
Немало надежд в борьбе за экологию возлагают на перевод транспорта на газ и расширение использования электромобилей. Например, в Южно-Сахалинске уже ездят порядка 80 газомоторных автобусов, около трети всего общественного транспорта. В Углегорском районе таких автомобилей пока нет. Во-первых, переоборудовать машину можно только в областном центре. Во-вторых, заправиться тоже только там. Правительство предлагает муниципалитетам сначала стимулировать население перевести транспорт на газ, а открыть АЗС обещает потом — при наличии потребителей. В таких условиях никакие преимущества газомоторных авто пока не помогают: ни полная компенсация затрат на переустройство двигателя, ни низкие цены на топливо, ни вдвое меньший его расход, ни льготы по транспортному налогу. Выделенные району 3 млн рублей на возмещение затрат автовладельцам так и не были востребованы. Может быть, в будущем что-то изменится.
Электромобили, несмотря на их кажущуюся экологичность, — совсем не подарок для природы. При производстве их аккумуляторов, например, огромные энергозатраты и токсические выбросы намного превышают эффект от «чистой» эксплуатации. А для заправки таких машин используют электричество, произведённое на той же угольной электростанции, — круг замкнулся. Электрокары приносят локальную пользу чистоте воздуха в конкретной местности, это и хотят использовать власти. В Углегорске есть предприниматель, готовый открыть пункт зарядки на автостоянке возле городского рынка. Будет спрос со стороны автовладельцев — будет и инфраструктура.
Нерешённой проблемой Углегорска до сих пор остаётся канализация. Бытовые и промышленные стоки сбрасывают в канал Масурао и море. Строить очистные сооружения нужно, но такие траты муниципалитету не потянуть. Пока. Нужно убедить областное правительство оплатить проектирование и строительство системы.
Дмитрий Зелинский