Кажется, останови любого жителя Бошняково и спроси: «Чем славится ваше село?» — он, перечисляя местные достопримечательности, обязательно добавит: «А ещё у нас есть серебряный родник».
Родник — явление, конечно, замечательное, да только кого удивишь природными источниками. На территории Углегорского района их десятки, а то и больше!
— Да погодите выводы делать, — прерывают мои размышления вслух женщины в бошняковском магазине, — из нашего-то родника вода бежит не простая, а серебряная, и находится источник прямо в огороде у Вали Соколовой. Всем селом ходим к ней за водой, обязательно запасаемся на Крещение, Пасху и в другие православные праздники…
Кружка воды — и сил на день хватает
Сразу, как только я оказалась на пороге дома знаменитой в Бошняково владелицы родника, пенсионерка подала мне кружку с прозрачной студёной водой из-под крана:
— Вот, выпей с дороги, сил наберись.
— Правду говорят в народе, Валентина Ивановна, вода у вас очень вкусная, с городской не сравнить. Хорошо бодрит! — благодарю я хозяйку за заботу.
Каждый день Валентина Соколова перемывает под краном десятки пластмассовых бутылей и разную стеклянную тару. Моет водой не простой, а чудодейственной — серебряной.
— Люблю посуду промывать так, чтобы провести по ней пальцем и звон шёл от чистоты! А тара у меня всегда наготове для земляков, которые пойдут мимо моего дома и вдруг захотят водички набрать. Хорошо, что сын два года назад из родника прямо в дом водопровод провёл, с ним удобнее.
В Бошняково — за счастьем
Валентина Ивановна Соколова считает себя коренной жительницей Бошняково. Сейчас ей 80, а приехала на Сахалин с родителями десятилетней девочкой из Орловской области. На всю жизнь запомнила немецкие бомбёжки и яркое пламя огня, которое уничтожило родную деревню Бунино. Помнит, как её, шестилетнюю девчушку, во время войны немцы обработали хлоркой, чтобы избавить от вшей, а потом отправили работать в Прибалтику.
…Мирная послевоенная жизнь на Сахалине у Валентины сложилась вполне удачно:
— Здесь, в Бошняково, повзрослев, я встретила свою любовь и вышла замуж за шахтёра — Михаила Ивановича Соколова. Мы с ним построили дом, вырастили детей…
Работала Валентина Ивановна в селе телефонисткой на почте, нянечкой в детском саду, а потом трудилась кочегаром в местной котельной. Добросовестным трудом женщина заработала 50 лет сахалинского стажа, получила звание ветерана труда и вышла на пенсию.
Домик с родником
Небольшой домик в Бошняково по улице Клубной семья Соколовых купила почти 30 лет назад, в 1989-м. У дома по обыкновению стоял колодезный сруб.
— Колодец как колодец — с чистой прозрачной и вкусной водой, — говорит добродушная хозяйка. — Не только соседи приходили родниковую водицу ведром зачерпнуть, шли люди даже с окраин. Мы с мужем никому не отказывали: пусть люди пьют на здоровье.
С годами народная тропа к соколовскому роднику не только не заросла, но стала ещё шире, особенно после распространившегося на всё село известия, что сей источник является серебряным. Случилось это в 90-х годах, что подтверждает Любовь Черемховская, которая работала в те годы на Бошняковском угольном разрезе инженером по технике безопасности.
— Мы делали забор воды из отстойников разрезов и карьеров и отвозили на анализ на ремзавод Шахтёрска. А так как я постоянно брала воду из родника Соколовых и наслаждалась её вкусом, решила сделать анализ воды ещё и из этого источника. Помню, лаборанты предприятия тогда очень удивились: «Откуда вы такую чудесную воду привезли? Она же серебряная, очень полезная!» С тех пор я каждый раз в знак благодарности за такое открытие привозила девчатам-лаборанткам в Шахтёрск канистру воды с огорода Соколовых.
Но что самое интересное: на соседской земле буквально в двух метрах от источника, расположенного на участке Валентины Соколовой, тоже из-под земли бьёт родник, и его воду Любовь Черемховская также отвозила на анализ в лабораторию. Да только серебра в ней специалисты не обнаружили. Вот такие бывают чудеса расчудесные!
Главное — не вода, а помыслы
Настоящее столпотворение у дома Валентины Соколовой случается в дни крещенского сочельника. Односельчане с флягами, бидонами, бутылями и вёдрами стоят в очередь, чтобы набрать серебряной воды из родника, которую по своей, народной, воле считают святой, искренне веря в её целебные свойства.
Не секрет, что в квартирах бошняковцев, случается, отключают питьевую воду, и время от времени вода из кранов бежит мутная. В таких ситуациях снова на выручку приходит колодец тёти Вали Соколовой: «Берите сколько нужно, пейте на здоровье!»
После встречи с Валентиной Ивановной меня не покидала мысль, что источник тот попал в правильные руки — к человеку бескорыстному, светлому и доброму. Думаю, не каждому хозяину понравилось бы, что на его землю и в его отсутствие вот так запросто может зайти и похозяйничать любой желающий. А вдруг непрошенные гости напакостят?
— Поначалу были неприятные моменты, — говорит Валентина Ивановна, — заходили самовольно и цветы вытаптывали, а воду в колодце черпали грязной посудой или мутили её. Неприятно было, чего говорить, пришлось провести с некоторыми сельчанами строгую беседу. И теперь всё хорошо — люди ко мне приходят добрые!
— Валентина Ивановна, а сами-то вы верите в чудесные свойства своей воды?
— Никогда об этом не задумывалась, — сказала женщина с улыбкой. — Я и бельё стираю этой водой, использую при консервировании, посуду мою, растения поливаю. И вроде каждое дело хорошо получается: бельё всегда чистое, цветы в палисаднике на всю округу благоухают, хороший урожай овощей вырастает. Может, и вправду мне родниковая водица здоровья даёт, а растениям сил прибавляет. Только я всегда жила одинаково: что до, что после того, как люди родниковую воду серебряной считать стали.
Чуток подумав, женщина добавила:
— Главное ведь, с каким настроением использовать воду, которую тебе природа подарила. Можно, имея серебряный источник, людей не любить и на судьбу жалиться, а можно и без него добрые дела делать. Но скажу я вам: с родниковой водицей жить оно как-то радостнее получается, тут главное — в чудо верить!
Снежанна Соколова
Фото автора