В селе Ударном некто изрыл километры земли

Жуткая картина открывается на въезде в село Ударное со стороны Углегорска. Траншеи, доверху залитые водой, с огромными кучами вынутой земли рядом тянутся через поля и убегают на склон сопки. Очевидно, это «чёрные копатели», охотясь за старыми водопроводными трубами, разрыли несколько километров прямо в черте села и около него.

Называть Ударное бывшим населённым пунктом, кстати, не стоит. Сельчане обижаются. В нём, говорят, до сих пор прописаны люди. Некоторые живут тут круглый год, десятки семей имеют дачи. Местные и забили тревогу несколько дней назад.

— Купила себе тут дачу, приезжаю в очередной раз и вижу такую картину: всё перекопано, трубы в куче лежат. Ни пройти ни проехать. Что за отношение такое и к природе, и к людям наплевательское? — волнуется Вероника Артёменко.

Разбитая насосная
Судя по всему, раскопки начали вести от старого водозабора. Затем канава пошла поперёк дороги (близко к ней подходить «археологи» не стали). Вдоль границы кладбища рыли, едва не задев несколько могил. Самое апокалиптичное зрелище — в районе бывшей насосной станции, сразу за погостом. Трубы вокруг неё уложили в несколько рядов, чтобы подавали воду в разные направления. На сотнях и тысячах квадратных метров — свежие рвы чуть ли не трёхметровой глубины. Сооружение, вырытое в склоне, безжалостно разломали. Вокруг разбросаны бетонные кольца, обломки и лотки.

В канаве лежит металлическая труба со свежим разрезом, неподалёку — баллоны от бензореза. Рядом заботливо сложили кучу уже готовых «изделий». На срезе — водовод толщиной около 10 мм, внутри него совсем немного коррозии. Трубы в хорошем состоянии, их исковеркали, выдирая из земли. Такое ощущение, что служить они могли ещё много лет. Сданные как лом они тоже принесут пользу, но лишь весьма конкретным людям. Прибыль от многих сотен тонн металла может быть огромной. Затрат — минимум, особенно если не утруждаться ликвидацией разрытого.

Напротив бывшей насосной — «орудие труда», немолодой экскаватор Кomatsu без номеров. Он холодный, видать, сегодня не работал. На дверце красуется реклама аренды спецтехники с номерами телефонов диспетчера. Общаться с корреспондентом он не захотел, заявив, что комментария не будет. Владельцам машины наверняка придётся отвечать на вопросы правоохранителей и, возможно, Ростехнадзора — за эксплуатацию тяжёлой техники без регистрации.

Вырыть и бросить
Вторая рабочая точка копателей — за сопкой, в районе массовой дачной застройки. Здесь, у края траншеи, стоит другой экскаватор, совсем старенький «японец», тоже без номеров. Люди с соседних участков говорят, что у него сломался генератор, поэтому техника стоит. Пока журналисты УН работали, мимо проехал «убитый» японский внедорожник с двумя мужчинами, похожими по описанию на трактористов. Останавливаться у экскаватора они не стали и выехали из Ударного.

Ров в этой части села уже заполнен водой почти до края. Живущий в паре десятков метров Геннадий Бондаренко опасается за людей и животных. Здесь часто гуляют дети, их привозят на дачи. Упадёт в канаву, только булькнет — и конец, считает мужчина. Не будет шансов спастись и у коровы, если она свалится в воду. Если «раскопки» будут вести в том же направлении, неминуемо пострадает дорога к нескольким дачам. Эту грунтовку дачники много лет сами поддерживают в проезжем состоянии, даже выкладывают колею кирпичами, говорит Геннадий. А ещё под угрозой — единственная ЛЭП. Деревянный столб с проводами повис чуть ли не посреди «канала».

— Я спросил, будут ли они закапывать траншею. Экскаваторщик сказал, что он точно не будет, а дальше как скажут. Это как нам теперь быть? — недоумевает мужчина.

Проверять и наказывать
Почти одновременно с корреспондентами в Ударном побывали полицейские и представители муниципалитета. К моменту приезда в село редакционной машины там же находился чёрный «Патриот». Мужчины представились коммунальщиками из Шахтёрска. «Да, это наши трубы там раскапывают!» — заявил один из них. Они первыми прибыли на место после появления информации о «раскопах», ещё накануне вечером, и надеялись застать «коллег».

Как стало известно, личности копателей установили быстро. Полицейским эти граждане уже рассказали, что технику взяли в аренду. Любопытную точность в определении места залегания труб они объяснили тем, что когда-то участвовали в сносе зданий в Ударном. А схему коммуникаций сохранили, вот и пригодилась. Версия не особо убедительная, кстати.

Деятельность «археологов» явно требует дополнительной и тщательной проверки. Выкопаны несколько километров глубоких траншей, загублены деревья, теперь груды глины уродуют целое село. Похоже, что на земли лесного фонда копатели не покусились, уточнили в районном КУМС. Так что миллионных штрафов «добытчики» могут избежать.

Размер ущерба, нанесённого муниципалитету, только предстоит оценить. Раскоп получился весьма протяжённым и затронул разные объекты. Получить в администрации округа развёрнутый комментарий до сдачи номера в печать не удалось.

К слову, копатели вряд ли могли согласовать земляные работы в охранной зоне ЛЭП. Так, рыть рядом с кладбищем (на котором есть старые японские могилы позапрошлого века) — похоже на варварство. У насосной станции двумя глубокими канавами перекрыта дорога, по которой местные ходили в лес за ягодой.

— Всё, больше не сходим, — вздыхает Вероника.

Интересно, что местные терпели «землероев» как минимум несколько недель. Если бы те догадались заверить людей в том, что ямы после зароют, то шума могли бы и вовсе не поднять. Только явная оплошность трактористов, заявивших, что их задача — только выкопать, привела к шумихе. Иначе всё могло быть иначе: разрыли, увезли и продали. А там хоть трава не расти. Только зияющие канавы остались бы пугать дачников.

«Углегорские новости» будут следить за развитием событий и реакцией на ситуацию контролирующих и правоохранительных органов.

Дмитрий Зелинский
Фото читателей