Десятиклассник Михаил Субраков из углегорской школы № 5 недавно исполнил мечту всех советских детей: провёл смену в Артеке. Правда, на Чёрном море Миша не просто отдыхал: он выполнял задание «Углегорских новостей» по фотосъёмке местных достопримечательностей.
Далеко не всем детям СССР в своё время посчастливилось побывать в Артеке: путёвку получали только лучшие пионеры, гордость дружины и школы. В наше время былая слава некогда легендарного «лагеря-санатория в Артеке» (именно так он назывался первоначально) померкла перед сиянием заграничных курортов. Дети из России, когда Крым был в составе Украины, отдыхали там нечасто. Правда, сейчас всё обстоит иначе: Артек стремительно развивается, и школьники с Сахалина бывают там регулярно.
Михаил о лагере не мечтал. Сначала он и особого счастья от полученной путёвки не испытал: «даже не хотелось немного, я же раньше никуда с Сахалина один не уезжал». Пройдя отбор, хорошист Субраков сдал анализы в поликлинике, заполнил нужные бумаги, отметился в военкомате и полетел в Москву. С ним на юг отправились ещё 19 сахалинских школьников, из них одна девочка — тоже из Углегорского района. Чтобы не растерять в суматохе аэропортов островных артековцев, в Южно-Сахалинске им повязали на шею галстуки вроде пионерских, но с сахалинской символикой.
Рейс Москва — Симферополь, гостиница для детей, автобус до Гурзуфа — и ребята на месте. Артек — это целый детский город на берегу моря, комплекс из пяти лагерей: «Морской», «Горный», «Прибрежный», «Лазурный» и «Кипарисный». Миша и его землячки попали в «Морской». При распределении по отрядам юноша выбрал военно-патриотический (ещё в Артеке есть обычный отдых и отдых с туристическим уклоном). Дети, попавшие в отряды без специализации, получили больше времени для пляжа и прогулок, а вот у Мишиного 22-го отряда свободных минуток не было. Хотя благодаря военному профилю ребята получили больше впечатлений, чем другие, или просто раньше. Например, поднялись на гору Аю-Даг ещё до того, как это было разрешено остальным.
Экскурсии, скалодром, погружение в водолазном костюме, спортивные состязания, поездка на военный полигон — будни Артека произвели на Мишу неизгладимое впечатление. Он стрелял из АК-74 и пистолета, им объясняли устройство оружия
«и даже двух подводных автоматов». В Севастополе ребятам рассказывали об обороне во время Великой Отечественной войны. Причём экскурсоводы делали это с таким увлечением, что детям показалось: «Балаклава — центр Вселенной, и вся война была там», смеётся Михаил.
За воспитательными мероприятиями артековцев не забывали вкусно, часто и помногу кормить. Безопасность лагеря обеспечивали высокие стены и КПП, а снаружи периметра его охраняла бригада войск Росгвардии. Конфликтов среди детей не было, уверяет Миша. На них просто не хватало времени, да и вожатые — профессионалы.
— Мы сначала в тумбочки еду складывали, но потом нам сказали, что скоро проверка. Страшно стало даже не за себя, а что вожатых могут отругать. Поэтому быстро всё подъели, — вспоминает юный углегорец.
…В Артеке любят рассказывать о его славной истории. Первых 80 детей он принял летом 1925 года. Тогда на берегу моря стояли четыре брезентовые палатки. После войны, расширения территории и строительства жилых, медицинских и воспитательных корпусов Артек принял нынешний вид. К концу эпохи СССР в нём отдохнули более миллиона детей.
«Углегорские новости» попросили Михаила сделать снимки нескольких знаковых мест лагеря «Морской». Те, кому повезло побывать в Артеке, могут вспомнить о нём с ностальгией. Другим нашим читателям может быть интересно сравнить изображения Артека нынешнего с архивными снимками лагеря:
Самым тяжёлым для Михаила в лагере было расставание с новыми друзьями. На закрытии смены им подарили на память запаянные в плёнку угольки из костра, разожжённого для них в первый день. Но даже без этих сувениров ребята вряд ли забудут Артек: для всех, кто здесь побывал, он останется одним из самых светлых воспоминаний в жизни.
Дмитрий Зелинский
Фото из архива Михаила Субракова и из открытых источников