Я в Углегорском районе человек новый, но уже успела понять, что многие его жители – люди приезжие. Только одни, накопив денег, потом без сожаления остров покидали, а другие – сроднились с краем навсегда и жизни за пределами Углегорского района уже не представляют.
Кузбассу предпочли Сахалин
В 1966 году молодожёны Нина и Аркадий Протасевичи тоже думали, что проживут в Углегорске несколько лет и вернутся в родные места – Амурскую область.
– В Углегорск мы приехали по распределению, после того, как я окончил коммунально-строительный техникум, – вспоминает Аркадий Гаврилович. – Планировали отработать в районе положенные пять лет, а вышло, что остались здесь на всю жизнь.
1 февраля этого года Нина Алексеевна и Аркадий Гаврилович отметили круглую дату – 50 лет жизни в Углегорском районе. Юбилей стал хорошим поводом, чтобы собраться за семейным столом и вспомнить, как всё было…
– А ведь моему Аркадию в техникуме на выбор предлагали поехать работать либо в Углегорск, либо в Кемеровскую область, – говорит Нина Алексеевна. – И это именно я настояла на том, чтобы отправиться на Сахалин – романтика взяла верх. Тогда я даже представить не могла, что уже через полгода сбегу отсюда…
Любовь пришла под «Амурские волны»
Деревня Черновка Амурской области, станция Бузули. Аркадий Гаврилович старше своей Ниночки на шесть лет. И хотя они жили одно время в соседних деревнях, а позже ходили по одним и тем же деревенским тропкам Черновки, их пути долго не пересекались.
После окончания ремесленного училища Аркадий нескоро появился в родном селе. Отслужив три года на границе с Китаем, уехал на заработки в Воркуту. Два года трудился горнорабочим на шахте, чтобы скопить денег на учёбу в коммунально-строительном техникуме.
Судьба свела Нину и Аркадия в 1959 году на танцах в деревенском клубе, когда парень стал уже студентом техникума, а повзрослевшая Нина окончила железнодорожное училище и работала дежурной на железнодорожной станции.
– Откуда только силы брались: целыми днями работали, а потом, уставшие, бежали в клуб, – удивляется Нина Алексеевна, вспоминая молодые годы. – Аркаша был женихом завидным, приезжал на танцы на стареньком запорожце, в то время это было диво! За мной много парней ухаживало, только вот Аркаша как-то сразу запал в душу: лучше него в нашей деревне вальс никто не танцевал!
С годами вальс стал семейной «фишкой» супругов Протасевичей. Уже живя в Углегорске, на любом коллективном празднике и городских конкурсах они восхищали всех своим исполнением этого танца.
И сегодня, спустя 53 года совместной жизни, супруги нет-нет да и закружат под такт раз-два-три, раз-два-три вальс своей молодости:
Плавно Амур свои волны несёт,
Ветер сибирский им песни поёт.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна…
Суровая реальность вместо романтики
Неприглядно и сурово встретил Углегорск молодую семью в феврале 1966 года. Мастеру Углегорского ремонтно-строительного управления Аркадию Протасевичу выделили небольшую комнату в одноэтажном бараке. Ужаснулась молодая жена предложенному быту:
– Барак был до того старым, весь в щелях, что снег, бывало, и в комнату наметало. Когда начинали топить печь, дым шёл в комнату. И такие бараки стояли вдоль всей улицы Победы. Аркаша сутками пропадал на работе, а я каждый день плакала и писала маме жалобные письма. Летом не выдержала и вернулась к родителям…
В конце 60-х Углегорское РСУ активно строило и ремонтировало жилой сектор в Краснополье, Лесогорске, Бошняково и районном центре. Аркадий хотя и был постоянно занят на работе, всё думал, как вернуть жену обратно. В сентябре 1966 года Нина получила от мужа письмо: он сообщал, что им дают комнату в новом одноэтажном доме по улице Заводской, в котором живут семьи молодых специалистов, прибывших с материка.
– Соблазнял меня и низкими ценами на помидоры и огурцы в магазинах, – улыбается Нина Алексеевна, – обещал вырыть подпол в комнате, чтобы я там могла хранить заготовки на зиму. И я вернулась к любимому мужу, теперь уже навсегда. А потом Аркадий часто меня укорял в шутку: ты же сама Сахалин выбрала, чего теперь жаловаться?
Углегорск преображался
Во второй свой приезд Нина поняла, что отступать больше некуда, и стала осваиваться на новом месте. Комната была уютной, а главное – тёплой. Подрастающий сын Юра с нетерпением ждал папу с работы, чтобы вместе порисовать, а жена – накормить ужином.
В начале 70-х годов Углегорск уже было не узнать: на месте старых бараков возводили новые двухэтажки и многоквартирные панельные дома. К преображению города приложил свои силы и Аркадий Протасевич. В период масштабной застройки микрорайона бумзавода он работал уже инженером капитального строительства. В начале 80-х в качестве начальника ОКСа осуществлял технадзор за возведением жилых домов по улице Заводской.
Жить в Углегорске становилось лучше, комфортнее, интереснее, и о том, что они собирались здесь жить всего пять лет, супруги давным-давно позабыли.
Пока муж строил, я лечила
В этом году 70-летний юбилей будет отмечать коллектив центральной районной больницы, и Нина Алексеевна Протасевич станет одним из почётных гостей на торжественном мероприятии. У неё без малого – полвека медицинского стажа. Сначала работала санитаркой в больнице, а после окончания курсов медицинских сестёр её перевели в инфекционное отделение (в 1969 году оно находилось в Ольховке).
Уже более 20 лет Нина Алексеевна – на пенсии, но и сейчас хорошо помнит дружный коллектив родного отделения:
– Маша Комратова, Иринка Ким, Ниночка Курникова… Со многими мы до сих пор дружим. Помню, как зимой до Ольховки дорогу заметало и машины с пропитанием не могли добраться до больницы: мы пешком шли на работу и несли своим пациентам хлеб.
Уйдя на заслуженный отдых, Нина Алексеевна с коллективом районной больницы не рассталась: сначала работала в приёмном покое, сейчас – вахтёром.
Как это – уехать?!
Нередко супругам Протасевичам знакомые задают вопрос: пенсию заработали, детей на ноги поставили, почему не уезжаете на материк? Такой вопрос моим героям кажется даже оскорбительным.
– Как можно уехать из родного места? Здесь нашёл своё счастье наш младший сын Алексей, который подарил нам внучку Машеньку, – говорит Аркадий Гаврилович. – Часто навещает старший – Юра, он предприниматель, живёт в Хабаровске, у него трое детей.
Супруга на стороне мужа:
– Наше поколение приезжих живёт в Углегорске одной дружной семьёй. Всегда смеюсь, возвращаясь из магазина, ведь перед уходом говорю мужу: «Я – на минуточку», а возвращаюсь часа через два, потому что по дороге обязательно встречаю знакомых, которые спешат поделиться последними новостями и вспомнить о былом. Отсюда захочешь – не сможешь уехать, все люди родные.
Мы – углегорские!
В последнее время жизнь семьи Протасевичей – ветеранов труда – богата на юбилеи. Два года назад они отметили золотую свадьбу и с тех пор самой драгоценной наградой в своей жизни считают медаль «За любовь и верность», полученную из рук главы района А. И. Фомина. В августе прошлого года 80 лет исполнилось Аркадию Гавриловичу, в феврале отметили 50 лет жизни на Сахалине, а в октябре этого года семья соберётся за праздничным столом в честь хозяйки дома – Нине Алексеевне будет 75.
– Многие знакомые, уехавшие жить на материк, звали нас к себе, родственники обещали помочь там с получением квартиры. Но как только речь заходила о переезде, мы всегда находили причину остаться: то моря там нет, то рыбалка плохая, то на кого мы огород кинем… Одним словом, просто никогда не хотели уезжать из Углегорска. Живём здесь так, словно родились в этих краях. И ни на секундочку не пожалели, что 50 лет назад по зову романтики предпочли жить и работать в Углегорске.
Романтическое путешествие оказалось счастливым! После такого признания назвать супругов Протасевичей приезжими язык не повернётся. Они на все 100 процентов – местные, углегорские!
Снежанна Соколова
Фото автора