Солнечный камень, рождающий тепло, — история и будущее Углегорского района

Его называют по-разному. Но чаще — чёрным золотом. Вот, например, у Высоцкого: «Взорвано, уложено, сколото // Чёрное надёжное золото». Но есть и другое название, уже почему-то редко используемое: солнечный камень. Хотя оно очень логичное: сотни миллионов лет природа кропотливо преобразовывала энергию солнца, которую когда-то впитали растения, в твёрдое ископаемое — уголь. И теперь, спустя сотни миллионов лет, он сам становится источником тепла.

Уголь — прошлое, настоящее и будущее района, даже название которого является производным этого слова. Добывать солнечный камень тут начинали ещё японцы. Только представьте: в эпоху Карафуто в Углегорском районе насчитывалось до 48 шахт — как действующих, так и проектируемых. Сейчас не осталось ни одной: подземный способ добычи слишком опасный и затратный. Теперь уголь в районе добывают немного предприятий, самое крупное из которых — Солнцевский угольный разрез, флагман этой отрасли в Сахалинской области.

Что представлял собой разрез три десятка лет назад? Совсем не то, что сегодня, говорит его первый директор Василий Васильевич Ломага.

Василий Васильевич Ломага — полный кавалер знака «Шахтёрская слава». Заслуженный шахтёр РФ. Почётный работник угольной промышленности РФ. С 22 декабря 1988 года был избран директором разреза «Солнцевский».

— В августе 1987 года было создано новое предприятие — разрез «Солнцевский». Вообще первые работы на месторождении начались ещё в 1982-м. Тогда в основном велась разведка запасов. Ну и попутно добывали уголь: геологи тут же брали пробы, определяли его зольность, влагу, калорийность. Сначала объёмы были очень скромными, порядка 100 тыс. тонн в год. Всё это шло на углегорский бумзавод и коммунальные предприятия района. Штат разреза с момента создания предприятия насчитывал около 150 человек, в том числе это были и сезонные рабочие. Из техники — три пятикубовых экскаватора ЭКГ-5А (его ещё называют полноповоротной механической лопатой на гусеничном ходу), два экскаватора объёмом поменьше и один на погрузке. Техника была старая, постоянно ломалась, запчастей не достать.

Впрочем, самый сложный период выпал на непростые для страны 90-е.

— Постепенно объёмы добычи подросли, часть угля мы даже стали возить в Южно-Сахалинск. В 1989-м добыли первую миллионную тонну угля (за период с 1982 года), а вот с рынками сбыта была проблема. Выживали как могли, иногда за счёт бартера. Наш уголь я даже менял на норковые шкурки в соседнем Томаринском районе. Там в селе Черемшанка тогда был зверосовхоз. Шкурки потом куда только не возили: и в Красноярск на шинный завод, откуда везли шины для БелАЗов, и в Беларусь, где брали запчасти для них же.

Пожалуй, одна из самых запоминающихся страниц истории разреза была написана в те же 90-е. Шахтёры к тому времени по всей стране бастовали, шахты методично прекращали работу.

— Мне тогда говорили: «Ну что, Ломага, давай график остановки предприятия». А у меня к тому времени нашёлся покупатель: Корякский автономный округ! Он нас буквально спас.

Сейчас, в 2020 году, эта история звучит фантастически. Такое совпадение бывает, наверное, раз в несколько сотен лет.

— Один знакомый милиционер из Шахтёрска в то время повстречал на железнодорожном вокзале в Южно-Сахалинске приезжего из Корякского округа. Тот прибыл на остров, чтобы найти поставщика угля. Спрашивает у милиционера: «Где у вас уголь можно купить?» Он отвечает: «На Солнцевском разрезе. Уголь там отменный». Взял его в охапку прямо на вокзале, привёз в район и — прямиком ко мне в кабинет. Уголь для Корякии отгружали через углегорский и шахтёрский порты, до пункта назначения его доставляли сухогрузами-пятитысячниками — по тем временам они казались очень вместительными. В общем, нам есть чем гордиться: даже в самые сложные годы разрез не был остановлен ни на минуту. Мы смогли полностью сохранить коллектив, а максимальная задержка зарплаты даже в самые сложные времена составляла лишь 2 месяца, тогда как на многих предприятиях её не выплачивали по 6–8 месяцев.

Переломным в истории предприятия стал 2003 год, когда ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) начало финансировать инвестиционный проект на разрезе «Солнцевский». С приходом этой компании, говорит Василий Ломага, многое изменилось: в первую очередь благодаря появлению новой техники.

— Вообще же мы тогда сами всё строили, хозспособом, — продолжает он. — И столовую, которая считалась лучшей в районе, и административно-бытовой комбинат, и душевые, и ремонтные боксы для техники. В 2000-х у нас уже был собственный камнедробильный карьер, угля добывали где-то 800 тыс. тонн, работников было четыре сотни. Но сейчас, конечно, не то что раньше.

Но главное, уверен Василий Ломага, — дело жизни сотен горняков продолжает жить. Новейшая техника, коллектив профессионалов своего дела и беспрецедентные объёмы добычи — это и есть современный разрез, история которого начиналась в 80-е.

* * *

В общей сложности с 1987 по 2003 год на Солнцевском разрезе добыли 4,4 млн тонн угля. Сегодня цифры совсем другие. И они неразрывно связаны с Восточной горнорудной компанией.

ВГК была создана в 2013 году, в её состав вошли и Солнцевский разрез, и порт Шахтёрск. Пожалуй, именно с этого времени началась планомерная модернизация двух ключевых предприятий. В первую очередь был обновлён парк техники. Благодаря этому уже к 2015-му годовые показатели добычи угля на Солнцевском достигли 4 млн тонн, а в 2019-м — 9,1 млн тонн. Уголь, добываемый на разрезе, стал высококонкурентным на рынках стран Юго-Восточной Азии.

Вместо старенькой техники на Солнцевском сейчас трудятся настоящие стальные гиганты. Один белорусский БелАЗ грузоподъёмностью 220 тонн чего стоит! Или, например, отечественный экскаватор ЭКГ-20 высотой с многоэтажный дом и объёмом ковша 23 кубометра — таких на Сахалине больше нет.

Солнцевский разрез — один из ключевых работодателей Углегорского района. Его штат превышает 1150 человек. Кроме того, разрез обеспечивает работой более 700 сотрудников компаний-смежников и подрядчиков на территории муниципалитета. На протяжении последних лет предприятие стабильно вносит значительный вклад в развитие экономики региона, находится в числе важнейших налогоплательщиков. Например, объём налоговых отчислений за 2019 год превысил 2,5 млрд рублей.

Сегодня разрезом руководит Алексей Шарабарин.

Алексей Викторович Шарабарин

Алексей Викторович Шарабарин с 2014 года возглавлял золоторудное месторождение Ресурсы Албазино Хабаровского края. В июле 2019-го перешёл в ВГК на должность заместителя генерального директора по производству. С апреля 2020-го переехал в Шахтёрск, управляет Солнцевским угольным разрезом.

— Когда я впервые побывал на Солнцевском, меня прежде всего поразили объёмы предприятия и масштабность задач, — говорит Алексей Шарабарин. — Так уж сложилось по жизни, что большую часть времени я проработал на производственных площадках. Поэтому всё, что связано с производством, мне ближе, чем офисная работа. Хотя и без неё не обходится. Однако с учётом распространения коронавируса большинство встреч и совещаний у нас проходят онлайн.

Сейчас в штате больше тысячи сотрудников, продолжает А. Шарабарин. И это настоящие профессионалы, которые готовы к выполнению новых задач. Одна из ключевых — до конца этого года преодолеть новый рубеж: добыть 11 млн тонн угля.

— Для дальнейшего развития Солнцевского месторождения реализованы работы по детализации геологии, гидрогеологии и геотехнических условий. Наша задача — выйти на новую качественную схему добычи угля. Это означает, что сначала мы проводим глубокий анализ и подробно изучаем прогноз поведения горных пород. И уже только после этого составляем производственные планы по разным периодам планирования, начиная от ближайшего года и заканчивая полной отработкой месторождения. Для этого внедряется новое программное обеспечение и привлекаются компетентные в этой области сотрудники.

Предстоящая трансформация бизнеса абсолютно точно повлияет и на формирование культуры производства, и на корпоративную культуру.

— Солнцевский разрез является градообразующим предприятием Углегорского района, поэтому мы должны быть примером для окружающих, соответствовать высоким нравственным критериям, — говорит руководитель предприятия. — Каждый сотрудник разреза должен помнить, что он — часть большой команды.

В последнее воскресенье августа в Углегорском районе по традиции отмечают один из главных праздников — День шахтёра. К большому сожалению, в этом году это произойдёт без уже привычного размаха.

— Из-за ситуации с коронавирусом День шахтёра пройдёт скромно, — подытоживает Алексей Шарабарин. — Конечно, мы поздравим наших лучших сотрудников и вручим им награды, но на местах и с учётом соблюдения всех мер предосторожности. Ну а сейчас, пользуясь случаем, поздравляю всех горняков и ветеранов угольной отрасли с предстоящим праздником — Днём шахтёра. Спасибо вам за ваш труд, за вашу выносливость, трудолюбие и преданность профессии. Пусть в ваших семьях всегда царят мир и достаток. Здоровья вам и вашим близким!

Алина Голоскок
Фото из архива редакции и ВГК

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ