Сам был как пуля: молодым, шальным, отчаянным — история углегорского фронтовика

Фронтовик Виктор Александрович Круглов вот уже года три как не принимает участия в праздничном шествии, посвящённом Дню Победы, — здоровье уже не то. К тому же супруга из-за болезни слегла: Анна Андреевна, как и её муж, тоже имеет прямое отношение к великому празднику, она участница трудового фронта.

Давно не доставал ветеран войны из шифоньера свой парадный костюм, заботливо накрытый чистым полотенцем поверх, чтобы не запылился. Говорит, что вроде как повода нет, да и ни к чему «выставлять напоказ» свои ордена и медали, полученные за участие на полях сражений в годы Второй мировой войны и заработанные уже в мирное время. Но корреспонденту «УН» в просьбе показать себя во всей боевой красе Виктор Александрович не отказал: бережно достал парадный пиджак, поправил на нём ордена и словно воспрял: «А ведь есть чем гордиться!».

Сменил трактор на «студер»
Завидным женихом был Витька Круглов в своей деревне Александровка-3 Пензенской области. Ещё бы — в совхозе должность почётную имел, трактористом работал. Многие девчата, переделывая на свой лад известную довоенную песню, просили парня шутливо: «Прокати нас, Витюша, на тракторе, до околицы нас прокати!» Только катать девчат было некогда — землю нужно было пахать. А уж когда началась война, работники совхоза почти не покидали полей: пахали землю и собирали урожай днём и ночью.

В ноябре 1942 года семнадцатилетний тракторист Круглов добровольцем пошёл на фронт.

— Сначала отправили на Дальний Восток учиться на шофёра, а в январе 1943-го перебросили под Харьков, — вспоминает шофёр старшего артпарка 31-й отдельной истребительно-противотанковой артиллерийской Днестровской бригады.

Молодому парню доверили управление самым современным по меркам военного времени грузовым автомобилем американского производства «Студебеккером». И это считалось таким же престижным, как в мирное время работать трактористом. С годами из памяти Виктора Александровича стёрлись многие события тех далёких лет, а вот про технические тонкости своего боевого железного коня он помнит хорошо.

— Импортная техника требовала к себе особого, нежного отношения, с трактором не сравнить. А какой красавец был: мягкое сиденье, отапливаемый салон, хороший обзор. Мой «студер», в отличие от советских полуторок, керосина не признавал, заправляли бензином, масло особое добавляли. Но мы этого капризного «американца» во время боёв эксплуатировали по полной, он у нас на износ работал.

Начиная с 43-го года, Виктор Круглов возил в кузове своего «студера» одно из самых мощных и лучших советских артиллерийских орудий Второй мировой — 76-миллиметровую противотанковую пушку.

Освобождая Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Чехословакию и Австрию, крутил шофёр баранку «студера», уворачиваясь от вражеских пуль и снарядов, знал, что головой отвечает за сохранность доверенного ему оружия.

— Страшно было, Виктор Александрович, под шальными пулями ездить? — громко задала я вопрос ветерану, который в свои 93 слышит уже совсем плохо.

— А я сам был как пуля: молодым, шальным и отчаянным. Все снаряды мимо меня пролетали. Товарищи говорили, что я в рубашке родился, потому что не получил ни одного серьёзного ранения во время войны, а вот другие ребятки на моих глазах погибали…

Даже после Великой Победы, когда красноармеец Круглов освобождал территорию братской Украины от бандеровских карателей, вражеские пули продолжали его подстерегать.

— Однажды ночью я остановился на своём грузовике в одной деревне. Тут неожиданно вышли два бандеровца и направили на меня ружья. Ну всё, думаю, Победу отпраздновал, немецкие пули стороной прошли, а тут помирать придётся. И так обидно мне от этого стало. К моему счастью, мимо проходила женщина. Увидев меня с поднятыми руками, она начала что-то на своём языке гутарить бандитам. Одно понял из её слов: «хлопец он хороший, не трогайте его». Я этой женщине накануне от чистого сердца мешок муки из солдатских запасов привёз, детишек её голодных пожалел. Вот она в благодарность за меня и заступилась. Снова я жив остался…

Только в апреле 1947 года вернулся Виктор Круглов в родную деревню. На груди фронтовика сияли награды: медаль «За боевые заслуги», медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды.

И началась жизнь благодатная
Почти в это же время вернулась в родную Белоключиху Анечка Шлёпина. С первых дней Великой Отечественной войны девушка работала в Пензе токарем на военном заводе, который выпускал для фронта снаряды.

— И вот осенью 1947 года, во время сбора урожая, еду я по полю на своём тракторе, смотрю: в кузове грузовика зерно разгребает красивая девушка. Вот тут-то я её сразу и усёк, понял: моей девчонка будет! Докатался тракторист! Вот она меня как любовь с первого взгляда накрыла, дочка, — сказал мне седой мужчина-фронтовик, который многие события давних лет уже позабыл, а про первую встречу со своей будущей женой до сих пор помнит.

Как решил бравый солдат, так и сделал. Когда осенью 1947 года собрали с совхозных полей весь урожай, Виктор и Анна сразу расписались в сельсовете…

А с 1964 года ветеран войны Виктор Александрович Круглов за баранкой трактора «Беларусь» уже бороздил земельные угодья совхоза «Краснопольский».

Супруга Анна Андреевна тоже, переехав на новое место, начала заниматься привычной работой на совхозных полях: выращиванием овощей и зерновых культур.

Тракторист совхоза-миллионера Виктор Круглов не раз прославлял Углегорский район на весь Сахалин, участвовал в соревнованиях среди коллег и в пахоте занимал призовые места. Так среди многочисленных боевых и трудовых наград появились ещё и от Главного комитета ВДНХ СССР: золотая и бронзовая медали — за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства.

Выйдя на заслуженный отдых, супруги Кругловы переехали из Медвежьего в Углегорск, где Виктору Александровичу как участнику войны дали квартиру.

18 апреля участнице трудового фронта Анне Андреевне Кругловой исполнилось 94 года, Виктору Александровичу столько же исполнится 18 декабря.

А 7 ноября супруги отметят 70-летие совместной жизни. Эту свадьбу ещё называют благодатной, впрочем, так можно обозначить и саму жизнь этих людей. Ведь, несмотря на перенесённые лишения во время и после Великой Отечественной войны, многолетний труд в мирное время, их жизнь вполне можно назвать благодатной — полной благ, довольства, счастья и радушия. И те, кто знает супругов Кругловых лично, уверена, со мной согласятся.

Перед тем как сделать совместный снимок, Виктор Александрович ласково помог супруге повязать на голову платок. А после фотосъёмки обладатель ордена Отечественной войны II степени Виктор Круглов снял с плеч свой старенький парадный костюм и бережно повесил его обратно в шифоньер, накрыв чистым полотенцем…

Снежанна Соколова
Фото автора

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ