В сахалинских телеграм-каналах стали встречаться объявления о продаже сертификатов о вакцинации от ковида. Одно из таких предложений — на скриншоте.
Некто Людмила пишет, что документ «официальный, проводится через госуслуги и всевозможные медицинские реестры». Кроме того, обещает потенциальным покупателям «бумажный сертификат с мокрой печатью». Дополняют ассортимент предложения о ПЦР-тестах (положительном/отрицательном) и медотводе от вакцинации.
Вскоре после публикации по понятным причинам объявление удалили. Так что связаться с поставщиками ковидных сертификатов УН не удалось.
Тем временем по закону за фальшивый сертификат грозит уголовная ответственность (ст. 327 УК РФ: подделка, изготовление или оборот поддельных документов). Тот, кто продаёт липовые справки, может получить до двух лет лишения свободы. Тот, кто покупает и хранит (даже не обязательно использует), — до года тюрьмы.
Несмотря на суровое наказание, желание заработать многие ставят во главу угла. Например, по сообщению федеральных СМИ, в некоторых регионах продажа липовых сертификатов фактически поставлена на поток. Продавцы, в основном, размещают объявления в «Телеграме» (там есть возможность сохранить анонимность и не «светить» телефонный номер) либо создают сайты-однодневки.
Однако у этой истории, кроме реального тюремного срока, есть и другие неприятные последствия. Например, из-за покупки липового сертификата человек не сможет привиться по-настоящему. Либо это станет для него проблемой.
— Но если человек идёт прививаться, а менее чем полгода назад прививку по документам он уже получил, его не привьют, поскольку система ОМС, из которой финансируется вакцинация, не подразумевает повторную прививку через такой ранний срок. Однако он может обратиться в частную клинику: есть информация, что некоторые частные клиники делают вакцинацию таким людям за плату, — приводит «Газета.ru» слова Ивана Печерея, доцента кафедры судебной медицины и медицинского права Московского государственного медико-стоматологического университета имени Евдокимова.
Алина Голоскок
Фото Ольги Субраковой