На западном побережье Сахалина в разгаре очередная уйковая путина. Жители Углегорского района вновь засыпают власти и нашу редакцию жалобами на рыбаков. И, судя по всему, спасти пляжи от алчных ловцов мойвы снова толком никто не сможет.
Обращения возмущённых углегорцев год от года практически одинаковы. Приехавшие на берег выставляют неводы, перерывают песок, оставляют груды мусора… и плевать хотели на неудобства людей. Их цель — заработать шальные деньги на рыбе, сдавая её перекупщикам ещё практически живую.
«Вот, например, в районе так называемого Переплюя [Шахтёрск] машины с номерами 95-го региона, а это Чеченская Республика, — возмущена читательница. — Откуда они здесь? И явно документов у них нет. Они приехали „выбивать“ нашу рыбу! Опять после этих рыбалок на берегу будет свалка из отходов их жизнедеятельности. Снова перепашут машинами весь берег. А ведь законы о пользовании водоохранных зон никто не отменял! Но для них эти законы не писаны. Эти люди ведут себя так, как будто они короли жизни, им нельзя сделать никаких замечаний, к местному населению относятся как к быдлу. Ведь должны быть какие-то структуры, которые обязаны контролировать нахождение станов в районе, должны проверять документы и разрешения на вылов биоресурсов? Но, видимо, у нас в районе власти нет, потому что всё это безобразие остаётся безнаказанным. На это смотрят сквозь пальцы. Взять микрорайон бывшей мебельной фабрики [Углегорск]. На каком основании там стоят станы? Мало того что это черта города, но там ещё находится пляж. Кто дал разрешение там ставить неводы? Скорее всего, это самоуправство».
Или ещё:
«Мы, жители Бошняково, в шоке! — говорит позвонивший в редакцию мужчина. — Весь берег перекрыли эти варвары-рыбаки: разворотили подъезды к морю и побережье! А нам, местным жителям, даже к морю теперь не подойти!»
«Эти товарищи с одной стороны перекрыли сетками ковш, а с другой — устье реки Августовки», — негодует другой житель Бошняково.
Куда ни плюнь…
Рыбаки оккупируют берег всюду, где на него есть возможность выехать. Им нужно завезти снасти и палатки, вытаскивать грузовиком тяжёлые сети из воды, да и просто доставить себя поближе к месту «работы». Пешком в труднодоступные места они, конечно же, не пойдут.
Станы густо усеивают побережье. По данным из аккаунта мэра района Сергея Дорощука, официальные разрешения на промысел уйка имеют шесть предприятий. Это ООО «Зюйд-Вест» (ловят в Поречье, Тельновском, Лесогорском), ИП Русаков А. А. (район Переплюя и вблизи аэропорта в Шахтёрске, на реке Сергеевке и возле села Надеждино), ОАО «Сампкоэр» (базируется в Углегорске, на территории от южного ковша на юг по побережью), ООО «Восточное-1» (Лесогорское, Тельновское), ООО «Омега» (Бошняково), родовое хозяйство «Улав» (река Каменка).
Интересно, что местная организация в списке — только «Зюйд-Вест». ИП Русаков и «Восточное-1» зарегистрированы в Южно-Сахалинске, «Сампкоэр» — в Аниве. Фирму «Омега» из-за распространённого названия с ходу идентифицировать не удалось, зато РХ «Улав» на Сахалине единственное. Его представители приехали в район аж из Охинского района. Сколько у легальных рыбаков «серых» станов, неизвестно. Как и то, сколько сезонных промысловиков оседлали углегорские берега вовсе без всяких уведомлений и разрешений.
Безнаказанность и бесконтрольность
К сожалению, корень проблемы в том, что мойва — абсолютно незначимый для государства водный биологический ресурс. Её промысел совсем не регулируется. Также не определяют ОДУ (общий допустимый улов), который задаёт максимальный объём добычи. Разрешение на лов дают с указанием Западно-Сахалинской подзоны — промыслового района, раскинувшегося вдоль всего побережья острова. Рыбачь, где вздумается.
По идее, надзирать за соблюдением порядка при этом всё-таки есть кому. Пограничники контролируют рыбаков в море, местные власти и полиция следят за их поведением на берегу. Что же на практике?
…А пока Сергей Дорощук призывает в своём аккаунте: «…фиксировать на фото и видео всё, что вызывает сомнение в правильности пользования водными объектами, с указанием места и времени происходящего, номеров транспортных средств, и сообщать мне в аккаунт. Полученная информация будет использована нами для наведения законного порядка».
Дмитрий Зелинский
Фото читателя