Лесогорская сказка о потерянном времени

На всех гидросооружениях, которые питают города и посёлки, обязательно есть охрана. Объект относится к стратегическим, ведь при желании можно запросто вывести из строя целый населённый пункт. А в селе Лесогорском «террористом», покусившимся на столь важный для его жителей объект, стало время.

И это можно пить?
С середины марта две с половиной сотни жителей села стали получать воду по графику, её включали дважды в день: на три часа утром и на три – вечером. Не очень удобно, да и с качеством серьёзные проблемы.

В левом стакане – вода, набранная из-под крана в Углегорске, в правом – набранная в Лесогорском

– Ну разве это вода? – сокрушались лесогорцы. – Грязная до невозможности. Не то что пить – помыться и постирать нельзя. За что только деньги платим?..

В справедливости этих сетований убедились представители общественного совета Шахтёрского городского поселения, посетившие Лесогорское в конце марта. Набрав в стакан желтовато-мутную жидкость из-под крана, председатель общественного совета Геннадий Шкурович задал представителю сельской администрации Татьяне Григоровой вопрос:

– Вы считаете, это питьевая вода?
– Как может из-под крана идти не питьевая вода? – последовал ответ.
– И документы СЭС есть?..

Документов от санитарно-эпидемиологической службы, подтверждающих питьевой статус воды, в администрации села не оказалось. Однако общественников заверили: пробы служба брала. К слову, желтоватый оттенок жидкости, которая течёт из крана, сельчан давно уже не удивляет: мол, за десятилетия уже отвыкли от того, что вода может быть другой…

Немного истории
Лесогорское водохранилище – японской постройки. По некоторым данным, его объём в 30-х годах прошлого века оценивался в 1460 кубов (почти 1,5 млн литров). Сколько теперь – никто не знает. В своё время водоём пытались расширить, но неудачно: из-за оползня эффект получился обратный.

углегорские новостиВесной объём воды здесь определяют визуально, используя для промера глубины деревянную палку с нанесённой шкалой. В этом году, как только уровень опустился до 1,8 метра, перевели село на сеансовую подачу, стали доставлять воду цистернами из Шахтёрска.

– 27 лет тут работаю, и 27 лет воды не хватает, – говорит работник лесогорского водохранилища Алина Швецова. – Раньше по всему Лесогорскому было установлено 45 колонок. В 70–80-е вода в дома пошла по трубам. Появилась возможность лить её, сколько душе угодно, и расход стал выше.

Удивляет, что в советское время этого резервуара хватало на население более 4000 человек. Ещё раньше (перепись 1945 года, согласно данным фондов краеведческого музея) – почти на 17 тыс. японцев, а теперь воды не хватает на 250 жителей…

Если разделить 1,5 млн литров на 365 дней в году, а затем – на 250 человек, получим, что лесогорец тратит в среднем по 16 литров в сутки. Сравните: среднестатистический москвич льёт 700 литров, а экономный лондонец – 250 литров в день.

Скелеты в шкафу
Ручей Безымянный, единственный источник пополнения запасов водохранилища, питается талыми водами, которые несут с собой всё, захваченное по дороге с сопок.

– Ручей маловодный, но к осени обычно набираем полный водоём, – рассказывает Алина Швецова. – Конечно, многое зависит от погоды: в засушливое лето воды меньше, а вот в дождливое даже приходится сливать лишнее. В прошлом году, например, 20 марта ограничений по подаче уже не было – воды было достаточно.

По словам Татьяны Григоровой, ежегодная сеансовая подача воды – мера, безусловно, вынужденная, своего рода подстраховка. Дело в том, что точных данных о глубине водохранилища, построенного в 1930-х годах, до сих пор не существует – вот и приходится по весне ущемлять местных жителей в праве на воду. Причём порой включая её даже не два, а один раз в сутки – правда, об этом предпочитают умалчивать. Весьма показательна в этом плане запись в журнале приёма и сдачи смены на водохранилище, датированная 9 марта: «Всем операторам! Воду открываем один раз в день вечером с 17:00 до 20:00». Вот такая «вынужденная мера»…

углегорские новости


углегорские новостиВ санитарной зоне – сплошная антисанитария
Очищающих фильтров на гидросооружении нет, единственный способ борьбы с мутностью – отстаивать воду в резервуарах. А она по весне отстаиваться не успевает – мало её.

– Талые воды наносят ил, а дно ни разу не чистилось, – комментирует причину потери качества Татьяна Григорова.

Помимо отстаивания, в систему водоподготовки входит хлорирование. Хлораторная в Лесогорском – отдельная тема для разговора, заслуживающая самых брутальных эпитетов. Рядом со строением, по сути представляющим собой покосившийся сарай, – скромная табличка «Санитарная зона». Выглядит она довольно нелепо, учитывая, что в самой хлораторной о санитарии не напоминает ровным счётом ничего: удушающий запах хлорки, распространяемый видавшим виды пластиковым ведром с вязкой жижей (хлорным раствором), сваленный в угол хлам и полусгнившие доски…

углегорские новости

К нехватке живительной влаги, вызванной небольшими водными запасами по весне, добавляются утечки – предположительно, как на самой плотине, так и на старом, полусгнившем водоводе. Из-за малоснежной и морозной зимы некоторые его участки ещё и перемёрзли – так в нынешнем году село практически оказалось на грани катастрофы.

Перспективы или пустые обещания?
К бездействию властей жители Лесогорского относятся уже с изрядной долей апатии и скептицизма: суммарный смысл всех ответов на обращения исправить ситуацию с водоснабжением села сводится к одному – денег нет.

Напомним, в прошлом году нарастили гребень лесогорской плотины и поменяли лоток для сброса лишней воды – безусловно, такие меры не способны изменить острую проблему обеспеченности населённого пункта чистой питьевой водой.

– Всё дело в том, что при составлении техзадания на проект за основу был взят старый акт обследования многолетней давности, – объяснил шахтёрский глава Алексей Крупевский.

Что касается ветхих труб, конкурс на замену 4,5 км магистрального водовода уже разыгран. На встрече с жителями села в середине марта Алексей Юрьевич озвучил первоочередные задачи. Кроме обследования самой плотины, требуется установить шандоры (регуляторы уровня воды), которые помогут набирать больший объём и восстановить колодец, разрушившийся ещё в советское время, чтобы водоём сам очищался от ила и грязи. Но самое безотлагательное – водоподготовка: замена здания хлораторной и установка модульной станции с фильтрами грубой и тонкой очистки.

Если не вдаваться в детали, план по исправлению ситуации с водообеспечением Лесогорского весьма оптимистичный. Однако лишь на первый взгляд. Техзадание на проектирование масштабных работ по улучшению ситуации с водой в селе администрацией ШГП разрабатывается. Далее потребуется проект, его экспертиза, финансирование, торги… Страшно даже представить, в какую сумму это выльется и в какие сроки реализуется. И реализуется ли вообще.

P. S. C 30 марта село перешло на круглосуточную подачу воды. Однако к домам, где трубы вышли из строя, её подвозят до сих пор…

Елена Баева, Алина Голоскок
Фото Алины Голоскок