Екатерина Головина — девочка, шагнувшая с выпускного бала школы № 5 Углегорска на сцену бродвейского театра в Нью-Йорке. Если уместить её жизнь в одно предложение, это будет звучать так: «Сказка!» На самом деле история нашей землячки — рассказ о человеке, который с огромным мужеством и терпением прошёл тяжёлый путь и победил серьёзную болезнь, чтобы реализовать свою мечту.
Екатерина Головина:
— Моя история о том, что нужно слушать себя, ничего не бояться и обязательно исполнять свои мечты. Не думай, как сделать, думай о том, что тебе нужно. Ты ломаешь голову над глобальной проблемой, а завтра, может быть, рядом с тобой будет пить кофе известный режиссёр. Это всё кажется невероятным, но возможно, потому что я это сделала!
С корреспондентом «Углегорских новостей» Катя общалась по скайпу. В Нью-Йорке почти полночь, она вернулась со спектакля. Постановка чеховских «Трёх сестёр» и игра в ней нашей героини тепло встречены критиками. Вот цитата из одной рецензии: «Наташу играет эффектная и сногсшибательная Екатерина Головина».
Эта история будет не традиционно-биографическая. Крутые повороты Катиной судьбы уместнее изложить в «киношном» стиле, нелинейно, словно серии захватывающего сериала. Но это практически её реальная жизнь.
Чужой город
— Никто из выпускников не должен бояться или стесняться того, что он из глубинки, из маленького городка. Помню, как я в 1998 году плакала на вступительных экзаменах в Южно-Сахалинске. Поступала на иняз в Санкт-Петербургский университет имени Герцена, а экзаменаторша мне сказала: «Девочка, вы понимаете, куда собрались?» Конечно, я понимала, какая пропасть между моим образованием и знаниями выпускников питерских школ, — говорит Екатерина.
Поступить на бесплатное обучение не удалось. Приезжая приёмная комиссия изначально набирала «платников», шансов попасть в этот вуз было мало, несмотря даже на то, что школу Катя окончила с серебряной медалью. Родители, видя отчаяние 17-летней дочери, нашли деньги на учёбу, о которой она мечтала. Катерина одна поехала в чужой город и поступила на отделение английской и немецкой филологии. Это было тяжелейшее время: 98-й год, кризис в стране, тотальное безденежье семьи провинциальных бюджетников. Затем тяжёлая болезнь мамы прервала скудный поток денег из Углегорска. Катя ночами читала английских классиков в оригинале, а днём работала в «Макдональдсе». Пришлось перейти на вечернее отделение, но университет был успешно окончен.
Знание иностранных языков не раз помогало Катерине в жизни. Она работала в выставочном объединении, кинокомпании, добивалась там руководящих постов, а потом круто поменяла свою жизнь и — снова одна — улетела в Берлин, где поступила в университет на отделение экономики и философии. Закончить его не удалось, банально не хватило денег. Катя вернулась в Санкт-Петербург.
А там новый жизненный поворот — она нашла себя в логистике (управление снабжением). Несколько лет — и крупнейшая транснациональная компания доверила хрупкой девушке создание подразделения в Северной столице. Жёсткий мир бизнеса стал для неё своим: хорошая зарплата, команда подчинённых, отличные перспективы. Но тут умирает от рака её мама…
Другая жизнь
— Это событие меня очень потрясло. Мама уходила долго и мучительно. Я страшно переживала произошедшее, и после её смерти у меня тоже начались проблемы со здоровьем. Несколько операций, тяжёлая терапия — ничего не помогало. И хотя в бизнесе всё было отлично, я понимала, что моя жизнь в целом идёт не так. Я неправильно живу, не тем занимаюсь, и все эти деньги — полная ерунда… И когда доктора сказали, что ничего уже не помогает, я решила искать себя.
В самый канун Нового года, в свои 31, я уволилась. Все знакомые говорили, что у меня поехала крыша, что с таких должностей не уходят. Месяц искала себя, но так и не могла понять, что мне нужно. Было ясно только, чего мне точно не хочется, — грустно улыбается Екатерина.
Подруга предложила ей поехать в отпуск: «Ты же десять лет не отдыхала!» Билет в один конец на Бали, как оказалось, стал счастливым.
Катя пошла к мастерам восточной медицины, которые уверены, что все болезни тела можно излечить, приведя в порядок душу. Занятия философией, духовными практиками буддизма, индуизма и даосизма, медитации в монастыре не смогли до конца изгнать болезнь. Но время, проведённое на Востоке, дало Кате ответ на главный, как она считает, вопрос: «Кто я?»
— Одна из моих докторов сказала, что вылечить меня очень просто: «Нужно исполнить мечту. Какая она у тебя?» Я заплакала. Мне за 30, а я не знаю, кто я, не понимаю, что мне делать, и возвращаться мне тоже некуда. Тогда она спросила, кем я хотела быть, когда была маленькой. И тут я вспомнила лагерь имени В. Дубинина в Поречье. Мне 2 года. Я стою на сцене и пою песню «Катюша». Мои родители всё лето работали в лагере вожатыми и брали меня с собой. Я вспомнила это ощущение как абсолютное счастье. И ведь всё моё детство прошло в искусстве: танцы, стихи, фортепиано. Это просто в Питер я приехала другой! Я тогда решила, что все мои достижения в Углегорске — это ерунда, и поставила крест на своей мечте, — рассказывает Екатерина.
Решение о новом повороте в собственной судьбе было непростым. На последние деньги от проданной машины Катя приехала в Нью-Йорк и поступила в актёрскую школу.
Истоки мечты
Катина мама, Наталья Евгеньевна, была учителем математики в школе № 2 Углегорска, затем в школе-интернате, карьеру в Углегорске заканчивала инспектором гороно. Отец, Николай Арсентьевич, работал тренером по лыжному спорту в ДЮСШ и всех своих детей (Катя, её старший и младший братья) хотел сделать чемпионами. Но дочь сама (!) записала себя в музыкальную школу на отделение фортепиано ещё в подготовительной группе детского сада.
Именно Николай Арсентьевич дал характеру девочки первую закалку, не позволив бросить музыку, когда стало тяжело учиться. Музыкальную школу Катя окончила в 14 лет с отличием, но продолжила заниматься в ней в составе инструментального трио, которое в 1996 году взяло 1-е место на областном музыкальном конкурсе в Южно-Сахалинске. До сих пор Екатерина с теплотой вспоминает своего преподавателя по классу фортепиано Елену Воловенко и ноктюрн Шопена, который она играла на выпускных экзаменах и на сцене РДК «Октябрь».
А ещё была секция художественной гимнастики, куда Катя тоже пришла сама в 8 лет. Любимые балетки пришлось оставить через 4 года, когда из Углегорска уехал тренер. Правда, через годы в Санкт-Петербурге Катя занялась балетом. Наверное, мечта не отпускала её — это был знак, который тогда наша героиня не смогла прочитать.
В 10 лет она стала солисткой вокально-инструментального ансамбля «Буратино». Занятия в нём тоже закончились в 12 лет — в смутные 90-е преподаватели покидали Углегорск. Екатерина принимала активное участие в организации школьных праздников, для которых сама писала сценарии.
— Я безумно благодарна своему детству, всем людям, которые были в нём и которые заложили в меня то, что позволило мне сейчас осуществить свою мечту, — говорит Катя.
Снова чужой большой город
— Происходящее со мной пока нельзя назвать историей звезды, но в первый год после актёрской школы взять роль в чеховских «Трёх сёстрах» — я считаю, это успех. Очень серьёзный режиссёр, важная роль. Говорить, что всё сложилось, ещё рано, но это уже прекрасный дебют. И я невероятно счастлива от того, что делаю, — рассказывает Екатерина.
Ей приходится очень много работать. На первых этапах актёру здесь ничего не платят, ему нужно бегать по прослушиваниям и подрабатывать, при этом успевая хорошо выглядеть. Поступить в легендарную актёрскую школу American Academy of Dramatic Arts Кате помогло прошлое. Найти крупную сумму денег на обучение и жизнь в Нью-Йорке на 2 года для неё было нереально. Учёбу спонсировали прежние работодатели Екатерины. Им понравилась история, они были благодарны нашей героине за её работу в Санкт-Петербурге. Волшебство? Скорее, очередной подарок судьбы тому, кто действительно его хочет.
Кстати, в актёрской учёбе Кате очень помогало то, что она обрела в детстве:
— Я деревенская девочка с открытой душой, что для театра оказалось очень кстати. У меня — широкий эмоциональный диапазон, открытость, ранимость, и это невероятное богатство для актёра. Русский язык и литература, за которые спасибо школьному педагогу Елене Федуловой, музыка, творчество — всё, что в меня заложили в детстве, принесло свои плоды.
Диплом Кате вручали на сцене, где идёт легендарный мюзикл «Призрак оперы». Теперь она актриса с успешным дебютом, но главное — уходит Катина болезнь! С тех пор как она поступила в актёрскую школу, наступила ремиссия. Раньше у неё удаляли опухоль, и через каждые 4 месяца приходилось снова ложиться под нож. А тут она забыла про боль.
Ностальгия
— Мне часто снится моя школа, мои учителя, мой классный руководитель Людмила Николаевна Литвинова. Тоскую по родной природе, сопкам, лесу. Мы же тогда все жили собирательством: папоротник, ягоды, лопух, калужница. Хочу нашей рыбы… Лагерь Дубинина — это вообще сокровище моего детства. А ещё — спортивный лагерь в районе бухты Тихой, куда мы с папой ездили летом. Я не была на Сахалине уже 20 лет. Когда жила в Питере, это было очень дорого, а сейчас — начало карьеры и решается вопрос о визе. Но я обязательно приеду в Углегорск, хотя понимаю, что эта встреча будет непростой, потому что многое изменилось — и в моей жизни, и в жизни города, — делится мечтой Катерина.
Мы желаем ей непременно добиться громкого успеха и приехать в родной город. Все, кто узнал нашу героиню, могут найти её в социальных сетях. Также у Кати есть собственный сайт, его название, кстати, переводится как «Екатерина-мечтатель».
Дмитрий Зелинский
Фото из архива героини