В Углегорске предложили принципиально новый подход к решению вопроса поставки чистой питьевой воды для жителей города и села Ольховка. И попутно, возможно, — для Краснополья, Никольского и Шахтёрска.
Наша справка
По данным на 2018 год, потребности населённых пунктов, расположенных ниже по течению от намечаемого водозабора (Краснополье, Никольское, Ольховка, Углегорск, Шахтёрск), составляют не более 30,3 тыс. м³/сут.
Его суть заключается в том, чтобы изменить нынешнюю точку забора воды. В качестве варианта предложено место, где количество негативных факторов, влияющих на реку Углегорку, будет минимальным.
— Такой точкой на карте является место впадения в Углегорку её притока, реки Аральской. Географически это выше села Краснополья, — рассказал УН руководитель МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Константин Паршин. — Предложенное местоположение нового водозабора значительно удалено и от населённых пунктов, и от автодороги, и от угольных разрезов. Наличие источников загрязнения сведено к минимуму. Кроме того, результаты проведённых исследований подтверждают: качество воды на участке реки от Краснополья до Углегорска здесь самое лучшее.
Как есть
Принцип водоснабжения Углегорска неизменен с первой половины прошлого века. Забор воды из реки производится в Ольховке — это так называемый первый подъём, спроектированный и построенный японцами в 1924 году. Отсюда вода по старому, опять-таки японскому, водопроводу протяжённостью 1,5 км поступает на станцию второго подъёма. А затем — на действующий блок фильтровальной станции (БФС), возведённый в 1963 году.
Система, устаревшая морально и физически, сбои в работе давала неоднократно. Режимы ЧС в Углегорске и Ольховке, за последние несколько лет вводимые с различной периодичностью из-за грязной воды либо и вовсе сухих кранов, местным жителям нервы истрепали изрядно.
В 2016-м было проведено обследование углегорской водостанции. По заключению категорию технического состояния элементов насосной станции 1-го подъёма признали от работоспособного до ограниченно работоспособного; БФС — от ограниченно работоспособного до предаварийного.
По большому счёту с момента постройки и ввода в эксплуатацию объекты водостанции весьма серьёзно модернизировали лишь однажды — в прошлом, 2018 году. Как упоминали УН в нескольких публикациях по теме, специалисты АО «ДАР/ВОДГЕО» на средства Восточной горнорудной компании заменили на БФС скорые фильтры, обновили реагентное хозяйство, провели обвязку трубопроводов, смонтировали и запустили дополнительную установку ультрафильтрации. Установка ультрафильтрации — сложная, но эффективная система. Процесс её работы полностью автоматизирован, вплоть до промывки каждой мембраны через определённое время. Производительность установки — 300 м³/час.
Как будет
Намеченный водозабор открытого типа в месте слияния рек Аральской и Углегорки расположен на высотной отметке 23 м над уровнем моря. Его удалённость от БФС (высота над уровнем моря 5 м) составляет 16,3 км. По оценке геологов ООО «МТ Электра», перепад высот на рассматриваемом участке обеспечивает уклон 1,1 ‰. Это значит, поступать вода вполне сможет без использования дополнительного оборудования. То есть самотёком.
При этом, уверены в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства», обустройство нового водозабора не потребует, скажем, молниеносного возведения новой водостанции. Вероятнее всего, будут использованы существующие приёмные мощности модернизированной БФС.
Откуда вода?
Вода в дома жителей Углегорского района поступает, в основном, из открытых источников — рек и ручьёв. Здешние подземные воды, с сожалением отмечают специалисты, неблагоприятны по химическому составу и некоторым другим показателям. Например, с увеличением глубины возрастает минерализация воды и ухудшается её качественный состав.
Источником водоснабжения Краснополья служит водозабор скважинного типа. В 2018 году, кстати, в селе установили и запустили в работу новую водонапорную башню. Она снабжает Н2О все подключённые к водопроводу дома населённого пункта. Никольское «черпает» воду из ручья Майского. Благодаря наличию собственного водозабора село фактически не страдает, когда в Углегорке и Ольховке вводят режим ЧС. «Запитка» Ольховки и Углегорска происходит от протяжённой и крупной реки нашего района — Углегорки. А вот единственным источником водоснабжения Шахтёрска с ноября 2014 года служит ручей Токариный (до этого воду при необходимости брали также из Углегорки).
Как быстро
Вся задумка с новой точкой на карте, уверены специалисты, — перспектива не ближайшего года или даже двух. Вероятнее всего, её реализация растянется на пятилетку. Пока же новая система углегорского водоснабжения переживает бумажный этап: перейти от слов к делу можно только после готовности проектно-сметной документации. И, конечно же, наличия денежных средств. К слову, реализовать проект планируется за счёт средств областной адресной инвестиционной программы.
Но есть и ближайшие задумки этого года. Так, в 2019-м планируется привести в порядок само здание БФС: заменить кровлю, систему теплоснабжения и вентиляции. Деньги на это (речь о сумме в 128 млн рублей) готово выделить региональное правительство.
Кроме того, на территории БФС должны построить два резервуара чистой воды (РЧВ) вместимостью 1000 кубометров каждый. Существующий подземный резервуар в 250 кубов не отвечает современным нормативам ни по объёму, ни по конструкции. Новые РЧВ позволят обеспечить жителей Углегорска и Ольховки водой в течение 1,5 суток при возникновении аварийных ситуаций на центральном водопроводе.
Алина Голоскок