На улицах Углегорска впервые появились собаки с бирками в ушах. Что дальше?

На углегорских улицах впервые появились собаки с жёлтыми пластиковыми бирками в ушах. Это те самые животные, которых отловили совсем недавно, в марте.

Для Углегорского района это действительно уникальный опыт, ведь раньше ни одна собака, изъятая с улицы, не возвращалась обратно, как того требует закон (четвероногих с бирками на улице просто не было). Скорее всего, их судьба оказалась незавидной. Но даже такой подход, как показывают здравый смысл и нынешняя ситуация на местных улицах, не способен решить проблему численности.

Напомним, всего с улиц райцентра и Шахтёрска в марте забрали 40 собак. Их отвезли в Южно-Сахалинск — для стерилизации (кастрации) и последующей комплексной вакцинации. То, что животные теперь не болеют и не проявляют агрессии к человеку, подтверждает жёлтая бирка.

Многие углегорцы таким подходом властей остались недовольны. Во-первых, под отлов попало совсем немного собак: 40 особей для района — капля в море. Во-вторых, у людей вызывает вопросы эффективность принятых мер, ведь животных на улицах меньше не стало.

Но давайте посчитаем. Как правило, отловщики не забирают с улиц кобелей, только самок. Каждая из них плодится дважды в год, это в среднем по пять щенков каждый раз. Получается, 40 собак могут произвести очень солидное потомство: примерно 400 щенков. За два года — 800, за три — 1200. Поэтому на самом деле 40 собак — это немало. Просто эффект такого подхода не сиюминутный.

Сейчас по закону легально обращаться с уличными животными можно двумя способами: ОСВВ (отлов — стерилизация — вакцинация — выпуск) либо пожизненное содержание в муниципальном приюте. Кстати, о приюте тоже недавно шла речь на встрече углегорцев с губернатором области.

— На заседании правительства 22 марта было принято решение о строительстве в области восьми питомников, включая Углегорск. В этом году будет проектирование (в Углегорске планируют построить приют на 300 животных. — Прим. ред.), в следующем объект построят, — сказал тогда Валерий Лимаренко.

А пока… Муниципалитет, по словам вице-мэра Елены Органовой, обратился в областное министерство ЖКХ с просьбой выделить дополнительные средства на отлов и стерилизацию уличных животных. Речь идёт о сумме в 1,5 миллиона. Получит ли её район из дефицитного бюджета области, пока неизвестно.

Кстати, на стерилизацию 40 собак район потратил почти 900 тысяч рублей. Так что 1,5 миллиона должно хватить ещё на 65–66 животных.

Однозначно, начатую работу надо продолжать: улицы кишат собаками, а нерегулярность появления ловцов может свести на нет прежние старания.

Масштабы проблемы впечатляют. Судить о них косвенно можно по официальным данным сахалинского Роспотребнадзора. Так, по информации ведомства, в 2020-м в Углегорском районе животные кусали людей 88 раз (и это только зарегистрированные случаи). Какие именно животные, не уточняют. Но, вероятно, превалируют укусы бездомных собак. Кстати, это самый высокий показатель среди районов области! Больше укусов только в Южно-Сахалинске: 262 случая (это и понятно: по статистике, численность населения в областном центре в 11 раз больше, чем в Углегорском районе). Ну и для сравнения ещё несколько лидеров списка, составленного Роспотребнадзором: 74 случая укусов животных в Охинском районе и 56 — в Корсаковском. В других районах регистрировали от 5 до 26 случаев.

Очевидно, что углегорским властям проблему с безнадзорными животными нужно решать более активно и кардинально.

Алина Голоскок
Фото Александра Мамаева