6 дней в пути: Лопатина — самая высокая вершина Сахалина

Группа углегорских ребят из десяти человек совершила восхождение на высочайшую вершину Сахалина — гору Ло­патина. Парни и девушки из объединения «Геология и ту­ризм» УДДТ (педагоги Дмит­рий Вовк и Галина Сенченко) уже покоряли сахалинские го­ры-тысячники — например, Краснова, Возвращения, Под­сека, но на Лопатина были впервые. Маршрут на пик вы­сотой 1609 метров выбрали сами дети, говорит Г. Сенчен­ко. Участникам туристическо­го кружка опыта не занимать, поэтому никто не сомневался, что и «крыша Сахалина» им тоже по плечу.

По тропам Лопатина
Вершина расположена на стыке трёх хребтов в Тымовском районе и названа в честь горного инженера Иннокентия Лопатина. В 70-х годах XIX века он проводил на острове ар­хеологические исследования, пешком пройдя около 1600 километров. По карте от Углегор­ска до горы — чуть больше 210 километров по прямой. Но на пересечённой местности прямых направлений не существует, так что поход занял шесть дней.

— Иннокентий Лопатин, ког­да шёл по Сахалину в 1868 году, спускался как раз по тому склону, где мы поднимались на гору, — с гордостью отметил один из углегорских туристов.

Автобусом, поездом и сельским такси
Путешествие началось на автовокзале Углегорска: груп­па села на автобус до Взмо­рья. Оттуда в общем вагоне ночного поезда отправились на станцию Палево. Поездка была не из комфортных — сидячие места, бродящие пассажиры, выспаться удалось не всем.

Село Палево встретило путе­шественников в 5 утра. После завтрака на местном речном пляже отправились заку­пать продовольствие. Затем по плану было выдвижение на точку, откуда решили начинать подъём — в место, где слива­ются крупнейшая река севера Сахалина Тымь и её приток Овень. До него от села при­мерно 40 километров.

— В тымовском лесхозе нам подсказали телефон местного таксиста, который возит тури­стов. Без этого пришлось бы идти на несколько дней дольше. Ходить по грунтовым дорогам тяжело, сбиваются ноги, так что мы здорово сэкономили время и силы, — говорит Д. Вовк.

Комары и другие аборигены
После высадки из микроавто­буса начался путь к горе. Остатки дня отряд шёл старой лесовозной дорогой. Второй день тоже провели, шагая по равнине , вдоль русла Тыми к её истоку, переправляясь бродами через реку — все мосты там смыло в середине «нулевых». Речная прохлада была весьма кстати: температура воздуха даже в тени не опускалась ниже +30 °С. Близость питьевой воды — тоже не лишнее удобство в походе. К исходу дня группа добралась до предгорий Лопатина и встала на ночёвку у водопада.

Конечно, не обошлось без острых ощущений. Одним из самых ярких впечатлений и у бывалых, и у впервые идущих на северную гору туристов стал гнус. Тучи комаров и долбящих слёту слепней. «После похода ещё неделю чешешься», — смеётся Дмитрий Вовк. Репелленты помогали недолго, смываясь потом. Лучшей защитой служили панамы с сет­ками-накомарниками.

Третий день стал проверкой на выносливость. После подъё­ма на водопад группа шла по склону, снежниками и камени­стыми осыпями.

Подниматься по жаре было очень тяжело, — рассказывает 14-летняя Настя Кондрашкина, одна из «дебютанток» горы Лопатина. — Мы не знали, есть ли наверху снег, поэтому пе­ред подъёмом много воды не пили, берегли её для готовки пищи.

Последний привал перед вершиной устроили у основа­ния пика. Перекусили, вздрем­нули и быстро поднялись на самый верх. Снежник обеспе­чил кухню водой, так что ужи­нать всухомятку не пришлось. Общая фотография на верхуш­ке горы, ночёвка в палаточном лагере там же — и спуск.

О красоте и безопасности
Ни физические нагрузки, ни противные насекомые не затмили углегорцам невероят­ную красоту сахалинских гор. Руководители похода были на Лопатина не впервые, и главной их заботой была безо­пасность группы. Однако их оценки единодушны: «Там потрясающе». И добавляют: «Но вы спросите у детей, они луч­ше опишут впечатления».

Те из воспитанников кружка, с кем поговорил корреспон­дент «Углегорских новостей», в полном восторге. То, как они описывают увиденное, впечатляет: от природных пейзажей у них захватывало дух. Кедровый стланик и горные цветы, звеня­щие ручьи и величавые снежники, закат и восход на вершине го­ры — в сахалинских горах есть то, что запомнится навсегда. Но больше всего туристов удивили редкие растения, которые ра­стут только на горе Лопатина, — прострел сахалинский и миякея.

К слову, вся дорога была ис­пещрена следами диких живот­ных: не только медведя, но и оленя, кабарги…

К обеспечению безопасно­сти в походах организаторы из ДДТ относятся серьёзно. Педагоги прошли обучение по оказанию первой помощи, с собой группа несла аптечки, укомплектованные всем необ­ходимым, на крайний случай был спутниковый телефон. К счастью, медицина в этот раз не понадобилась никому, так же как и охотничье ружьё.

Обратный путь пролегал по долине ручья Прямого, на­крытой снежником. На лыжах спустились бы гораздо бы­стрее, уверены походники. Прежде чем отправиться вниз по склону, сделали контроль­ные звонки в МЧС — «с нами всё в порядке» — и родителям. Также позвонили таксисту, и он встретил отряд в нужное время в условленной точке. Весь пе­ший путь туда и обратно соста­вил примерно 70 километров. Снова ночной поезд, Взморье, и вскоре все участники похода были дома.

Следующий выход юных ту­ристов из УДДТ запланирован на август. Инструкторы готовят маршрут по побережью — от Лесогорского до Углегорска. Хотят показать детям следы геологических процессов, про­текавших когда-то в этих ме­стах. Этот тур рассчитан на школьников, у которых пока не­много туристического опыта.

Дмитрий Зелинский
Фото Вячеслава Макарова и Галины Сенченко



 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ