Пенсионеры из Углегорска готовятся к автопробегу по России на старенькой «Ниве»

— Вот продадим усадьбу и снова махнём покорять материк, — такой разговор  услышали мы недавно в приёмной редакции «Углегорских новостей». Пенсионеры, супруги Шестерины, пришли давать объявление, а в итоге вызвали фурор своей жизненной позицией.

— Что значит «снова покорять материк»?

— Восемь лет назад на своей старенькой «Ниве» мы исколесили пол-России, побывали в двух странах ближнего зарубежья. За три месяца пути от Сахалина до Грузии и обратно проехали более 30 тысяч километров. Многие не верили, что мы вообще вернёмся живыми…

С кастрюлей горбуши в дорогу
В рисковое путешествие Любовь и Сергей Шестерины пустились в 2012 году от неимоверного желания мир посмотреть и про Сахалин рассказать. Написали оба на предприятиях, где работали, заявления на отпуск за свой счёт и начали собираться в дорогу.

— Когда супруга предложила поехать на материк на машине, я, скажу честно, немного испугался, ведь до этого я вообще 20 лет не был в отпуске. На материк не то что на автомобиле, а даже на самолёте не выезжал. А тут сразу такое — рискованно! Но моя жена — женщина отчаянная, сумела уговорить, и я согласился, — вспоминает Сергей Александрович.

Кроме двух матрасов с подушками и другой необходимой в пути утвари загрузили в машину большую эмалированную кастрюлю с засоленной горбушей для угощения, взяли всего 100 тысяч рублей и ранним утром 19 августа выехали в сторону Холмска, до парома на Ванино.

— Конечной целью нашего путешествия должна была стать Грузия, где живут мои родственники, — рассказала Любовь Александровна. — Планировали, что во время длинного пути будем заезжать к родне и друзьям, которые живут по всей России.

Хабаровский край и Амурскую область до Читы проехали по новой, только что построенной дороге вдоль границы с Китаем и Монголией. Под Читой произошла первая поломка:

— Дни были праздничными, все магазины автозапчастей закрыты. Но когда позвонили в службу такси ближайшего населённого пункта и сказали, что мы с Сахалина, ребята забрали нас, помогли приобрести запчасти и отремонтироваться. Название острова Сахалин во время путешествия производило на людей магическое действие.

Первая остановка на отдых произошла у знакомой, живущей в посёлке Выдрино, что рядом с прекрасным озером Байкалом. С этого времени горбуша в кастрюле стала убывать.

— Мы им горбуши, а байкальцы угощали нас своим омулем.

После Биробиджана направились в сторону Новосибирска, а затем — в Караганду. Потом заглянули к родственникам в Казахстан, где погостили дней десять.

— Многие, видя номер 65-го региона, были шокированы, — рассказывает Сергей Шестерин. — Удивлялись нашему бесстрашию. Дальнобойщики на трассах приветствовали продолжительными сигналами. Давали советы, как сделать автопробег безопасным, например, обзавестись рацией.

Дальше путь лежал в Самару, где живёт двоюродный брат Любови Александровны. Там погостили около недели. «Утро 13 сентября. По одну сторону — поле подсолнухов, по другую — лес. Это мы подъезжаем к Самаре», — записала в своём дневнике Любовь Шестерина. Через несколько дней появится новая запись: «Пошли на Тбилиси…»

Две тысячи километров до Грузии они проехали в том числе и через Чечню. По пути одну ночь провели в лесу под Будёновском, в котором побывали на месте теракта, случившегося в июне 1995 года, — у здания разрушенной школы.

На территории Чеченской Республики в целях безопасности Шестерины на ночь накрывали машину тентом.

— Люди в Чечне живут доброжелательные, нас принимали с открытым сердцем. Но тогда в республике было ещё небезопасно, боевики давали о себе знать. Поэтому мы свой белый автомобиль на ночь накрывали, чтобы быть менее заметными, и отключали телефоны.

65-й регион грузины очень уважают
Границу с Грузией супруги пересекли на КПП Верхний Ларс, что в Северной Осетии. В Тбилиси гостей с далёкого российского Сахалина встречали с радостью.

— Казалось, что вся Грузия сбежалась нас приветствовать. Нашу «Ниву» гостеприимные грузины буквально подняли на руки и пронесли несколько метров. Простые жители выражали огорчение по поводу разъединения наших народов. Один пожилой грузин даже плакал от обиды, что большой и дружной страны СССР больше нет. Кстати, и в Казахстане люди тоже об этом не раз говорили.

Как  рассказали  Шестерины, на протяжении всего пути по России, Грузии или Казахстану местные жители встречали сахалинцев доброжелательно. На рынках бесплатно угощали фруктами, овощами, обменивались номерами телефонов, уговаривали остаться погостить.

К слову, кастрюля с сахалинской горбушей  в  Грузии окончательно опустела. Обратно домой супруги возвращались налегке, не считая сувениров, подарков от новых друзей, саженцев дуба и цветов, выкопанных в местах, где побывали.

Как убегали от бандитов
А вот дорога Челябинск — Омск на обратном пути оказалась для углегорских путешественников экстремальной. Говорят, страху натерпелись на всю жизнь. На одном из постов ГИБДД сотрудник предупредил: «Если готовы проехать 700 километров без остановки на отдых, тогда езжайте. Но если решитесь остановиться где-нибудь переночевать на природе, безопасность не гарантирована».

— В Челябинске увидели за собой слежку. На трассе после Челябинска за нами всё время следовала машина, а на пути остановил пожилой мужчина, как оказалось позже, это был участник группировки. Пока мы с ним разговаривали из авто сзади выбежали мужики бандитской наружности и бегом в нашу сторону. Мы сразу по газам — и вперёд! Дальше — страшнее. Они нас «пасли» во всех встречных кафе, где мы останавливались перекусить. Потом перекрыли нам путь живой преградой из людей. Спасло то, что вперёд выехали автобус и КамАЗ, мы за ними пристроились. Нас сопровождали до самого Омска: сигналили, требовали остановиться, показывали угрожающие и неприличные жесты. Оторвались чудом. Не знаем, что они хотели, ведь взять с нас было нечего.

За «Нивой» с сахалинскими номерами наблюдали сотрудники ГИБДД. Информацию о передвижении Шестериных туда и обратно по рации передавали с поста на пост. И это путешественников радовало.

— На обратном пути сотрудники ГИБДД встречали нас уже как родных, с объятиями. Мы вернулись домой, заимев десятки друзей по России и в странах ближнего зарубежья. Помотавшись по стране, поняли, что хороших людей у нас всё же больше, чем плохих. Мы были для многих вестниками из далёкого края, о котором мало кто знает. Не раз приходилось объяснять и рассказывать, как нам живётся на острове и чем он славится.

Строят новый маршрут
Домой, в село Ударное, Сергей и Любовь вернулись в три часа ночи 13 ноября 2012 года. В это же утро Любовь Александровна вышла на работу в одну из котельных Шахтёрска. Коллеги были в шоке.

— Когда мы собирались в дорогу на материк, некоторые так и говорили нам: «Вы что с ума что ли сошли — на старой „Ниве“ в такую даль ехать?!» Никто не верил, что машина выдержит испытание автопробегом. Но когда мы вернулись, земляки в знак уважения жали нам руки: «Какие вы молодцы, герои!»

После этой поездки жизнь супругов изменилась. Они продали дом в Ударном и купили усадьбу в Углегорске. Имеют пятьдесят соток земли, разводят индюков, занимаются хозяйством. Одним словом, трудяги. Но с того времени они больше не могут не думать об очередном путешествии.

— Поездка по матушке-России перевернула наше сознание, — говорит Любовь. — Последние годы мы только и делаем, что разрабатываем новые маршруты по материку. Поэтому хотим продать усадьбу и купить квартиру, чтобы не быть привязанными к хозяйству. Серёжа «Ниву» капитально перебирает, чтобы она была на ходу, готовит к новому автопробегу. Пока есть силы, хотим ещё раз получить радость от путешествия.

Оптимизму, бесстрашию и нестандартному мышлению пенсионеров Шестериных можно только позавидовать. А ещё после общения с ними подумалось: какие же они богатые! Их богатство измеряется не денежными знаками, а совместным увлечением, наполненным общими испытаниями и радостями.

Желаем, чтобы мечта о втором путешествии по России у них осуществилось. Только на этот раз мы их будем провожать в дальний путь и следить за передвижениями по стране, что называется, всем миром — всей редакцией УН вместе с читателями.

Снежанна Соколова
Фото автора и из архива семьи Шестериных

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ