Единственная в Углегорском районе женщина-фронтовичка живёт в шахтёрском доме-интернате

72-ю годовщину Великой Победы в Углегорском районе в этом году встретят десять фронтовиков — непосредственных участников Великой Отечественной войны. Большинство из них из-за состояния здоровья уже не смогут принять участие в праздничных мероприятиях, которые пройдут 9 Мая в их честь. Но это не значит, что земляки, защищавшие Отчизну от фашистов, будут забыты. Каждого обязательно поздравят.

В канун 9 Мая корреспондент «Углегорских новостей» навестила в шахтёрском доме-интернате для престарелых людей и инвалидов единственную в районе женщину-фронтовичку Александру Петровну Винокурову (в девичестве — Комарова) — обладательницу ордена Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги» и других наград.

В самое пекло
Двадцатилетнюю Сашку Комарову вместе с подружками забрали на фронт в переломный момент в ходе Великой Отечественной войны — в декабре 1942 года. К тому времени в селе Новоберёзовка Рязанской области мужиков уже не осталось. Для молодых девчат такое великое доверие Родины считалось большой честью. Мыслей о том, чтобы любым способом остаться дома, прикинуться больной, даже не допускалось. Все до одной были добровольцами!

После трёх месяцев обучения на связиста бывшую ударницу колхоза, а теперь рядовую Александру Комарову, прикрепили к роте связи, входившей в состав 2-го Украинского фронта. И сразу — в самое пекло.

Всё тело, как одна рана
Однажды в очередном бою во время Днепровско-Карпатской наступательной операции связистке Комаровой дали задание восстановить телефонную связь. Девушка поползла в сторону передовой, чтобы найти участок повреждённого провода. Над ней пролетали пули, рядом взрывались снаряды. Перед глазами Александры Петровны до сих пор стоит страшная картина, как взлетали вверх и падали на землю обезображенные тела её боевых товарищей, подорвавшихся на снарядах. Но она тогда доползла и нашла обрыв провода. Едва успела восстановить связь, обгрызая провод зубами, как потеряла сознание. Через несколько часов после того страшного боя на поле сражения обнаружили обгоревшее тело молоденькой связистки…

Сейчас, спустя 74 года после перенесённого ужаса, взволнованная воспоминаниями седоволосая женщина стала рассказывать, как с её лица в госпитале снимали чёрную обгоревшую кожу:

— Боли я не чувствовала, потому что всё моё тело было одной большой почерневшей и кровоточащей раной. Кожа снималась, как с варёной картошки… Все, кто был рядом, погибли, а я осталась жива…

После госпиталя Александра могла вернуться в родную Рязань, но девушка не посмела этого сделать, ведь фашистов ещё не прогнали, что она скажет землякам при встрече — похвастать пока было нечем. И Александра Комарова вернулась обратно в часть, где её ждала заслуженная награда. Гордо, вытянувшись по струнке, вышла рядовая Комарова из строя, когда командир вручал ей медаль «За боевые заслуги». Обратно в строй девушка встала уже в звании младшего сержанта.

Во время редких затиший между боями Александра вместе с другими связистками тихонько напевала любимые песни. Вспоминает:

— Постираем гимнастёрки и нижнее бельё в каком-нибудь болотце, наведём порядок в землянке, в которой только ползком можно было передвигаться, письма домой напишем, а потом песни поём. Я напевала свою, деревенскую.

И Александра Петровна, улыбаясь, затянула:

— Шумел камыш, деревья гнулись, а ночка тёмная была. Одна возлюбленная пара всю ночь гуляла до утра…

Несколько кусочков хлеба — под подушкой
Бывший младший сержант войск связи 2-го Украинского фронта Александра Винокурова и сегодня имеет в запасе под подушкой несколько кусочков хлеба. Никто не сомневается, что в шахтёрском доме-интернате для престарелых граждан и инвалидов, где она проживает, людей кормят вкусно и досыта. Привычка держать в запасе сухарик на чёрный день у Александры Петровны осталась после войны.

Больше семидесяти лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война, но вспоминая о том, каким счастьем было получать на фронте посылки из дома, Александра Петровна и сейчас испытывает радость, улыбается:

— Для меня и других земляков посылки на фронт всей деревней собирали. Дома сами голодали, а сухарей для нас не жалели. С того времени слаще сухариков для меня, пожалуй, и нет ничего.

Сухарики, запрятанные на дне солдатской котомки, — именно они, родимые, зачастую спасали фронтовиков от неминуемой голодной смерти, да ещё глоток родниковой воды. Эта 94-летняя хрупкая женщина знает о голоде не понаслышке…

Отчаянной солдаткой была Александра. Однажды во время жесточайших боёв за освобождение Украины их часть попала в окружение. Целый месяц бойцы не могли получить с тыла продовольствие, боеприпасы и весточек из дома. Держались из последних сил. В это время от голода как раз и спасали сухарики, которые запасливые девушки хранили на чёрный день. Делились друг с другом последними кусочками. А вот пить было нечего. Тогда младший сержант Комарова вызвалась доставить бойцам воду. Ценой собственной жизни. Больше километра связистка ползла в сторону передовой до ближайшего водоёма под пристальным наблюдением врага. Обратно, тоже ползком, доставила два бутыля заветного напитка.

— Прожить без пищи целый месяц ещё можно, а вот без воды — нет, солдатики наши изнемогали от жажды. Когда я принесла воду, все очень обрадовались, начали меня целовать, а ведь каждому досталось всего по глоточку…

Разведчица
В начале 1945 года Александру Комарову перевели в штаб фронта. Она неплохо понимала немецкий язык и часто выполняла разведывательные задания. Вот что об этом вспоминает:

— Меня переодевали в простую одежду и отправляли в какой-нибудь город в тыл к немцам. Я под видом местной жительницы ходила, слушала и наблюдала, а потом передавала сведения в штаб…

В составе 2-го Украинского фронта Александра принимала участие в освобождении Венгрии, Чехословакии, Австрии. К сожалению, сегодня фронтовичка не может вспомнить, в какой из освобождённых советскими войсками стран она встретила долгожданный день Победы. Одно хорошо помнит, что вернулась в родную деревню Новоберёзовка летом 1945 года. Дома узнала, что на войне погиб её отец — Пётр Комаров.

— Земляки встречали и с радостью, и с горем, потому что тут же вспоминали о своих родных, не вернувшихся с фронта.

Не любит вспоминать о страшной войне Александра Винокурова, взгляд пожилой женщины в это время становится очень сосредоточенным и напряжённым, будто уходит она куда-то глубоко в прошлое.

— Ещё долгие годы война снилась, оттого кричала по ночам…

До сих пор Александра Петровна больше всего на свете боится заново пережить голод, поэтому и запасает хлебушек под подушкой…

Без помощи тыла мы бы не победили
Вскоре после войны Александра Винокурова приехала на Сахалин. До пенсии трудилась рабочей на целлюлозно-бумажном комбинате в Углегорске.

Так получилось, что навестить участницу войны в доме-интернате из родных сегодня некому. Поэтому любое внимание со стороны для женщины дорогого стоит.

— Спасибо вам, Александра Петровна, за Победу, — сказала я ветерану войны и труда, преподнося ей букет живых гвоздик как знак благодарности от земляков за пример женской отваги и мужества.

— Вам спасибо, — ответила она.

— А нам за что?

— За то, что в тылу трудились и нам помогали Победу завоёвывать.

В этот момент женщина расплакалась, а я сдержалась, но от таких проникновенных слов по телу побежали мурашки. Почувствовалась личная сопричастность к предстоящему великому празднику. Сопричастность через своих предков. Действительно, пусть не мы сами, представители послевоенного поколения, а наши родители, бабушки и дедушки сражались с врагом на фронтах и трудились в тылу под одним общим девизом — «Всё для фронта, всё для Победы!», но в нас течёт их кровь, мы живём в стране, которую они отстояли. А значит эта Победа и наша с вами тоже — одна на всех!

Снежанна Соколова
Фото автора

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ