Важную и резонансную проблему обсуждали во вторник, 11 июля, на круглом столе в Сахалинской областной Думе. Депутаты, эксперты и представители муниципалитетов делились мнениями о том, как быстрее ликвидировать ветхое и аварийное жильё. Участвовали в мероприятии и представители властей Углегорского городского округа.
Аварийные тысячи
На сегодня из 558 тыс. квадратных метров жилья в нашем районе 87 тыс. подлежат расселению и сносу. Деньги на переселение тех людей, чьи дома признаны аварийными до 1 января 2012 года, выделяются муниципалитетам в рамках федеральной программы. Её действие заканчивается в сентябре этого года.
Процесс исполнения Указа Президента РФ № 600, давшего старт программе переселения, начался у нас только в прошлом году. Углегорское городское поселение было до этого главным аутсайдером в масштабах области в деле ликвидации аварийного жилого фонда. О других населённых пунктах района и речь не шла: в Шахтёрске, например, эта работа не проводилась вовсе.
Сейчас в Углегорске идёт строительство трёх 24-квартирных домов, в которые планируют переселить 72 семьи из райцентра, Поречья и Краснополья. Ещё для трёх семей рассчитывают купить квартиры на вторичном рынке. Новые дома должны быть сданы в эксплуатацию в августе.
Жителей ещё 1884 квартир в 287 домах, признанных аварийными после 2012 года, будут переселять уже по другой программе, муниципальной. Администрация Углегорского городского округа разработала её проект и направила на согласование в областные министерства строительства и ЖКХ. Возможно, быстро это не произойдёт: для реализации программы требуется почти 1,8 млрд рублей. У муниципалитета таких денег нет, их сможет дать только региональный или федеральный бюджет.
— Для переселения тех, чьё жильё признано ветхим и аварийным после 2012 года, нам нужны 52 тыс. квадратных метров, — рассказала Елена Органова, заместитель главы администрации Углегорского городского округа. — Если учесть, что мы строим сейчас 24-квартирные дома, их потребуется 60. Ну а раз мы строим по 3 дома в год, то на это уйдёт 20 лет. Поэтому темпы нужно увеличивать, строительство должно быть обеспечено средствами.
Впрочем, сложности при реализации программы переселения не ограничиваются финансированием. В Углегорске, например, все многоквартирные дома сейчас возводятся точечной застройкой — в существующих микрорайонах. Слабые грунты не позволяют строить целые кварталы на новом месте, как, например, делают в областном центре. Отсыпка, мелиорация, прокладка инженерных сетей для массового строительства потребуют серьёзных капиталовложений.
Высокая себестоимость нового квадратного метра в Углегорске тоже является проблемой: она примерно на 10 тыс. выше среднесахалинской и составляет 68 тыс. рублей. Эта сумма складывается из большого «транспортного плеча» для доставки стройматериалов и техники, а также инертных материалов для строительства: щебня, песка, скального грунта. Все эти нюансы учтены в разработанной муниципальной программе.
Простого решения этих проблем нет, жильё придётся строить за любые деньги, поэтому работа по ликвидации ветхого и аварийного жилфонда вряд ли остановится. Если программа будет принята в том виде, как предлагает муниципалитет, то к 2021 году все, кто нуждается в переселении, получат новые квартиры.
Впрочем, эти планы могут быть скорректированы областными властями. У них есть чёткий приказ федерального центра: закончить переселение до 2019 года.
Как строят?
Обсуждался на круглом столе в облдуме и вопрос качества возводимого жилья. Эта проблема во весь рост стоит в Южно-Сахалинске, Смирныховском районе, Корсакове — многие переселенцы попросту отказываются въезжать в новые дома. В них под нарядными фасадами часто скрываются квартиры с таким браком и недоделками, что термин «евробарак» уже давно вошёл в обиход.
Руководитель государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области Валентина Галета заявила, что строящиеся в Углегорске дома находятся на особом контроле у её ведомства.
— Таких объектов сейчас у инспекции одиннадцать, в пяти муниципальных образованиях: в Южно-Сахалинске, Углегорске, Охе, Томари и Ногликах, это 19 жилых домов. Ещё шесть домов были введены в строй под нашим надзором ранее. Могу сказать, что ни одной жалобы по ним мы не получили, эффективность — налицо. Само присутствие надзорного органа на стройплощадке дисциплинирует застройщика, не позволяет ему допускать нарушения, — считает В. Галета.
К контролю за исполнением президентского указа подключена и прокуратура. Её сотрудники следят за выполнением программы, работой строителей и учётом нуждающихся в переселении. По словам участника дискуссии, первого заместителя областного прокурора Владимира Минигораева, муниципалитеты должны обратить особое внимание на оперативный снос расселённых домов. В них быстро заводится «неправильная жизнь», как образно выразился представитель надзорного ведомства:
— Если расселили, то должны быть соответствующие муниципальные программы и бюджетирование для сноса. Нельзя, чтобы пустые дома представляли угрозу для населения, — подчеркнул В. Минигораев.
В ближайшее время правительству области предстоит принять новую адресную программу переселения из аварийного жилья. Организаторы круглого стола, среди которых и депутат областной Думы от нашего избирательного округа Александр Болотников, подготовили для её создателей ряд предложений. Например, ввести практику выдачи жилищных сертификатов, чтобы переселенцы могли в пределах региона выбирать, где хотят жить. Дать желающим возможность получить не фиксированную, а увеличенную новую жилплощадь — за собственные или ипотечные деньги. Установить приоритет в получении нового жилья для пожилых людей. Развивать индивидуальное домостроение в сёлах — большинство сельчан не рады переселению в многоквартирные дома, где нет ни огорода, ни сараев.
Одним из ключевых пунктов в списке предложений значится общественное обсуждение программы переселения перед её принятием. Скорее всего, уже до конца этого года власти дадут возможность каждому высказаться по этому поводу.
Дмитрий Зелинский
Фото автора