Посочувствовала недавно одному молодому педагогу: «Как же тебе тяжело: идёшь в школу как на каторгу — работу свою не любишь, детей, видимо, тоже». Она сразила наповал: «А когда нам их любить? Отчёты, заполнение разных бумаг занимают больше времени, чем сами уроки. Даже на простое  общение с детьми времени практически не остаётся. Ушла бы, если бы было куда».

Подумалось: неужели ради такого вот затевалась в стране перестройка, а в образовании — что ни год, то реформы? А ведь во времена, которые сейчас принято называть застойными, учителя совершенно бесплатно занимались дополнительно с отстающими, ходили с ребятами  в походы, на экскурсии, устраивали замечательные  вечера и утренники. И, надо сказать,  в те годы, особенно в 70-е, устроиться работать учителем в школу было не так-то просто …

На Сахалин — за лучшей долей
Вот и Антонина Павловна Шархова,  приехав на Сахалин из Челябинской области в марте 1974 году, не сразу смогла найти работу в школе. А решили они всей семьёй уехать с насиженного места в поисках более благодатного места проживания.

Антонина Павловна и Алексей Васильевич в начале трудового и семейного пути. 1961 год

У Шарховых тогда уже подрастало двое детей, оба родителя учительствовали, зарплаты у педагогов в те годы были весьма скромными — 64 рубля в месяц. Денег на семью не хватало, к тому же обеспечение сёл центральной России промышленными и продуктовыми товарами  было довольно скудным. По воспоминаниям Антонины Павловны, к примеру, в их шахтёрском городке за сливочным маслом приходилось занимать очередь с раннего утра, и не факт, что всем достанется…

Разослали супруги  письма с предложением   своих профессиональных услуг — а у каждого из них за плечами было уже более десятка лет  трудового стажа — сразу  по нескольким северным городам: в Воркуту, Салехард и другие. Антонина на всякий случай написала и на Сахалин: сосед заинтересовал, он был родом с островного края. Женившись на местной девушке, переехал в Челябинскую область, но очень тосковал по своей малой родине и много интересного рассказывал о замечательной сахалинской природе, богатстве острова и душевности местных жителей.

…Единственный вызов пришёл с Сахалина: приезжайте срочно! Ну, значит, так тому и быть: едем на Сахалин! Рассчитались на прежнем месте работы, собрались в дорогу за один день и отправились в путь.

Хочу в школу!
В сахалинском областном отделе народного образования (так он тогда назывался) предложили на выбор: Смирныховский или Углегорский район. Там и посоветовали ехать в Углегорск, мол, богатый район, всё есть: и лес, и море рядом, и совхозы богатые, и заводы — не пожалеете.

Муж на работу устроился сразу. Его поставили руководить новой тогда углегорской школой № 5. А вот с местом для жены — учителя биологии — осечка вышла: только что в район прибыл вновь назначенный первый секретарь райкома партии, жена которого тоже была школьным биологом. Так и получилось, что ожидавшее Антонину Павловну место в школе оказалась занятым. А работать нужно: трудовой стаж зарабатывать, да и в семейном бюджете её зарплата не лишней была — не скопила молодая семья на материке большого достатка.

В районо только руками разводили — ну нет в школе места, но предложили: иди специалистом в методкабинет. Что делать — она  согласилась. Но почти каждый день плакала: не по душе ей была вся эта по большей части бумажная работа, в школу тянуло, ведь уже 14 лет с детьми проработала, успела полюбить  живое общение с ребятами, нравился их интерес к предмету (в то время школяры в основном были любознательными).

Учительницей она стала по призванию, можно сказать, по любви. В школьные годы любила возиться с малышами, была вожатой ребят младших классов. Нравилось Тоне заниматься с отстающими в учёбе: глядишь, вчерашний двоечник исправился и стал хорошие отметки получать, на уроки с удовольствием ходит. От такого результата  Антонина и сама радость получала. Это чувство знакомо всем  настоящим педагогам: если загорелись интересом на уроке глаза ребят — душа наполняется ликованием, цель достигнута! Это та желанная для учителя-профессионала награда, которую в деньгах не измерить и не каждому даётся.

…Чем ближе было начало нового учебного года, тем сильнее ей хотелось в школу. И тут она узнала, что молодой биолог из углегорской первой, наоборот, хочет уйти из школы, поняв, что не её это стезя: не складывались отношения с ребятами. Антонина предложила ей поменяться рабочими местами, та с удовольствием согласилась, и уже  1 сентября Антонина Павловна вновь встала у классной доски,  снова ощутив себя в родной стихии.

За советом — к учителю
Обо всех своих учениках она говорит: хорошие у меня были дети. А через её обучение и воспитание за 52 года педагогического труда, 38 из которых — в УСОШ № 1,  прошла не одна тысяча ребят.

Конечно же, и трудные ученики попадались, им приходилось уделять больше времени и внимания: беседовать, убеждать, вместе разбираться в сложных ситуациях. К родителям за помощью она обращалась в редких случаях, хотя хорошо с ними ладила, но удавалось справляться самой: помогал опыт и педагогическое чутьё. К тому же выручало умение посмеяться над трудностями, могла это делать вместе с учениками. А дети ценят чувство юмора у взрослых, но принимают именно юмор, а не сарказм. Очевидно ей удавалось не переходить эту грань, потому и сейчас её бывшие ученики нередко звонят, пишут и приходят к своей учительнице, делятся радостями и печалями, спрашивают совета.

А однажды приехал один, ставший успешным бизнесменом, зашёл в класс и спрашивает: «Антонина Павловна! Хочу оставить добрую память о себе в родной школе, как это  сделать?». Она показала на старенькие горшки с цветами и говорит: «Если правда хочешь — увидишь, чего цветам не хватает?». Так появились красивые кашпо в кабинете биологии, который, кстати, на заре введения кабинетной системы в школах она вместе с учениками и организовала, и оснастила своими силами. Это сейчас в нём прочно обосновалась современная медиа и компьютерная техника, а тогда самодельные карточки для индивидуальной работы с учащимися вызывали у коллег из других школ восторженную оценку и желание перенять её опыт работы.

Добрые всходы

А. П. Шархова в родном коллективе СОШ № 1 Углегорска (второй ряд, первая справа)

А она щедро делилась со всеми своими педагогическими находками. Опыт работы Антонины Павловны был обобщён и внесён в базу методических разработок областного управления образования. Не перечислить здесь всех благодарственных записей, которые значатся  в её трудовой книжке — «за добросовестное  отношение к работе», «за успехи в деле обучения и  воспитания подрастающего поколения», «за оказание методической помощи  коллегам» (бывало, по целой учебной неделе давала для педагогов района и области открытые уроки и внеклассные мероприятия) и прочее. Не раз  была отмечена наградами облоно — за высокий профессионализм и  творчество в работе.

Антонина Павловна — учитель-методист, отличник народного просвещения РСФСР, ветеран труда, победитель конкурса «Лучший учитель Российской Федерации» 2006 года, В  2007 году в рамках национального проекта «Образование» в числе лучших сахалинских педагогов  была награждена сертификатом на 100 тысяч рублей от правительства РФ. Можно было бы и дальше перечислять все её заслуги и награды, но сама она считает самым большой наградой в жизни —  счастливый  выбор профессии. Разве это не счастье — с удовольствием ходить на работу?!  И ей такое счастье  выпало…

Уже три года Антонина Павловна на заслуженном отдыхе. Ушёл из жизни муж. Но всё  разумное, доброе, вечное, что она посеяла, возвращается ей сторицей в осень жизни. Её помнят и навещают бывшие  ученики, у неё заботливые дочь, зять и внучка, есть хорошие друзья.  Добрые посевы дали добрые всходы.  А это для человека — самое главное.

Людмила Субракова
Фото из личного архива Антонины Шарховой

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ