Полдюжины операций в день: будни углегорского хирурга Юрия Архарова

Даже за белой маской видно: глаза улыбаются — то ли от великой усталости, то ли от положительного исхода операции. Святой Лука — покровитель хирургов, лик которого много лет стоит в кабинете заведующего, в очередной раз не оставил, придал сил и уверенности, помог выстоять ещё один день многочасовых операций — врач-хирург высшей квалификационной категории Юрий Архаров снова спас несколько человеческих жизней. Такая работа…

Юрий Архаров готовится к операции

В операционном зале работает команда
Я — в святая святых хирургического отделения Углегорской ЦРБ — операционном блоке. Мне разрешили присутствовать в момент, когда заведующий отделением Юрий Архаров проводил одну из плановых операций. Всего сегодня их пять, и это привычно, почти норма. Бывает и больше, когда хирург Архаров не отходит от операционного стола целый день — крепкой рукой держит скальпель, а потом ещё ночь — черепно-мозговая травма, ампутация, ножевые ранения, сердце…

Перед операцией больного осматривает врач-анестезиолог Анна Орлова, в то время как сестра-анестезиолог набирает в шприц анестетик. Тщательная предоперационная подготовка и высококвалифицированное обезболивание позволяют минимизировать число послеоперационных осложнений.

В это же время операционная сестра Татьяна Скоробогатова и ассистент-практикант Владислав Белухин уже готовы приступить к операции. Когда в операционную входит Архаров, пытаюсь уловить каждый момент, взгляд, даже дыхание, чтобы понять, как люди в белых халатах выполняют свою привычную работу. Как и на всех участниках предстоящей операции, на мне стерильный операционный набор — халат, высокие бахилы, шапочка, маска. А рядом за стерильной маской глаза, которые спокойны и сосредоточены — о чём думает хирург Архаров перед тем, как произведёт ампутацию ноги пожилому мужчине, понять невозможно.

«Скальпель, ножницы, зажим, иглодержатель, нить…» — кажется, операционная сестра Татьяна Скоробогатова понимает хирурга без слов, подаёт инструменты и перевязочный материал быстро и своевременно. Быстрота подачи достигается навыком, тренируется годами, а своевременность — знанием хода операции и инструментария.

А в это время мужчина на операционном столе:

— У меня дома коровы, свиньи и гуси, доченька, а ещё мы кур держим, — это рассказывает мне дед Борис, ему за семьдесят. Я склонилась ближе к лицу пациента, чтобы лучше слышать, словно старалась отвлечь пожилого мужчину от того ужасного, что происходило с ним по ту сторону операционной занавески.

— А с кем вы живёте?

— У меня внучка очень толковая, у неё муж, детишки. Все вместе живём. А как я теперь жить-то буду, доченька? Кому буду нужен такой калека?

— Сами же сказали, внучка хорошая. Вы ей нужны, правнукам — говорю я, чувствуя за собой какую-то вину, будто скрываю от человека великую правду.

И в это время я наблюдаю, как хирург Архаров специальным инструментом отделяет кость выше колена на правой ноге деда Бориса и кладёт эту отрезанную часть конечности на специальное покрывало — потом её отнесут в морг на утилизацию.

Дед Борис боли не чувствует.

— Больше пятидесяти лет работал шофёром. Почти столько же лет и курил. И вот от этого и ноги лишился. Доктор сказал, что сосуды закупорились. Как я теперь буду по хозяйству справляться…

В это время хирург уже соединял на культе мышечную ткань и кожу.

Как выяснилось позже, дед Борис пролежал в отделении хирургии около месяца. В больнице его часто навещала любимая внучка.

Где-то через час, выходя из операционного зала, хотелось аплодировать профессионализму этих людей. Глубокий выдох — словно не они, а я провела операцию. Там, в операционной, остались кровавые бинты и шок, напряжение стороннего наблюдателя и дед Борис, которому придётся научиться жить заново, и у него обязательно это получится: так сложилась жизнь, иначе было нельзя…

На протяжении всего хода оперирования чувствовалась невидимая связь между хирургом Юрием Архаровым и его помощниками. Не было никакой суеты: все работали словно под руководством невидимого дирижёра. Работала команда, понимающая друг друга без слов.

Везучий трудяга
Среди бывалых врачей бытует мнение: работая на одном месте под руководством одного хирурга, только лет через 5–10 молодой специалист становится опытным хирургом, дежуря при этом практически круглосуточно. А вот выпускник Благовещенского государственного медицинского института Юрий Архаров благодаря стечению обстоятельств, личному упорству и целеустремлённости прошёл школу «молодого бойца» досрочно.

Для прохождения интернатуры по специальности «Хирургия», он 2 августа 2000 года приехал работать в УЦРБ. Тогда в отделении хирургии врачей катастрофически не хватало. Наставниками стали заведующий хирургическим отделением Сергей Дьячков, травматолог Александр Гапонов, хирург Александр Копырин. Через три дня после начала работы в Углегорском районе произошло землетрясение: 5 августа молодому интерну пришлось закрепить свои теоретические знания на практике. Тогда многочисленных пациентов с травмами принимали в палаточном городке, разбитом на территории районной больницы.

— Тогда не спали несколько суток — операция шла за операцией, — вспоминает Юрий Архаров тот далёкий август. — Работали в полевых условиях, но помощь оказали всем. Все травмированные остались живы.

Крайне тяжёлая физическая нагрузка не мешала начинающему хирургу постоянно заниматься самообразованием: после суточных смен, измождённый, он продолжал штудировать медицинские энциклопедии и научные труды медицинских светил современности.

— Считается, что чем моложе хирург, тем больше операций он может сделать, как ему кажется. Когда хирург становится более опытным, он с большей опаской подходит к операциям, потому что осознает все последствия. Ведь, как известно, хирург сначала действует умом и знанием, а только потом — скальпелем.

…Один за другим покидали Углегорский район опытные хирурги-наставники. И в этой ситуации Архаров не струсил, не бросил своих пациентов, не сбежал: кропотливо и упорно он продолжал спасать жизни и облегчать людям боль. В начале 2000-х годов хирург сутками не выходил из больницы, проводя сложные операции одну за другой.

Первого июля 2001 года Юрий Викторович получил в хирургическом отделении УЦРБ ставку хирурга. С 2003-го начал исполнять обязанности заведующего, с 2006-го стал бессменным руководителем отделения. За десять лет его заведования в отделении хирургии сделали долгожданный капитальный ремонт. За это время образовался достаточно сильный и стабильный коллектив единомышленников. В отделении вместе с заведующим работают два хирурга и один травматолог. Это Эркин Акаев, Евгений Степанов, Мараджаб Аюбов.

В этом году удалось сдвинуть с мёртвой точки ещё одно важное дело: в июле во время рабочей поездки в Углегорский район губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко дал распоряжение выделить средства из бюджета на капитальный ремонт операционного блока. Этого Юрий Архаров ждал больше десяти лет.

Сегодня в отделении хирургии проводят более 900 операций в год, при этом уровень смертельных исходов один из самых низких по области.

Хирург — больше, чем хирург…
Когда-то в XVI веке хирурги не относились к касте врачей, и хирургическое рассечение делали на рынках. Потом, когда стали глубоко изучать анатомию и физиологию, появился первый английский хирургический колледж. Сегодня хирург должен знать намного больше, чем врачи других специальностей.

— Сейчас к хирургам очень большие требования: во время интернатуры обязательно проходят реаниматологию, анестезиологию, травматологию, урологию, онкологию, обучаются многим другим дисциплинам.

Наблюдая, как оперирует врач Архаров, я бы несколько изменила известное выражение: «Бесконечно можно смотреть на три вещи: горящий огонь, бегущую воду и на то, как работает хирург высокого класса». Наслаждение видеть, как в одном человеке, который несёт наитяжелейшую ответственность за жизни людей, сочетаются наилучшие качества — упорный труд, выносливость, целеустремлённость, выдержка, скромность, интеллект и талант.

Шестнадцать лет как Юрий Архаров занимается практической хирургией в УЦРБ и десять — как совмещает врачебную деятельность с административной. Кроме этого, он является депутатом Собрания Углегорского муниципального района 4-го созыва. На этом посту Юрий Викторович несколько лет отстаивал интересы больницы: добивался ремонта операционного блока и приобретения жилья для коллег.

О первоклассном хирурге УЦРБ давно наслышаны в областных кругах хирургического сообщества. Юрия Архарова приглашали работать в областную клиническую больницу. Но нет, не уезжает. Почему?

— Потому что работа любимая и есть много ещё планов на будущее, касающихся развития хирургической службы района, которые обязательно нужно реализовать.

А в планах у хирурга Архарова — прибрести для отделения современное оборудование: рентгеновский аппарат, с помощью которого легко выполнять самые сложные операции и готовить достойные кадры.

Железные нервы, терпение, выдержка, спокойствие и умение контролировать ситуацию даже в экстремальных условиях — это далеко не весь список качеств, которыми должен обладать хирург и чем обладает врач Углегорской районной больницы Юрий Архаров. Человек, имя которого в районе у всех на слуху. Врач, которому покровительствует Святой Лука.

Снежанна Соколова
Фото автора

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ