Кристальная Ичара: Углегорский район — как на ладони

Юные воспитанники объединений «Геология и туризм» и «Экстрим» ДДТ Углегорска совершили восхождение на одну из вершин массива Ламанон — гору Ичару. Поход был сравнительно недолгим (две ночёвки) и запомнился его участникам суровыми физическими нагрузками и природно-гастрономическими сюрпризами.

Доехать прямо до горы невозможно. Оставив машины там, где закончилась нормальная дорога, трое взрослых (педагоги Дмитрий Вовк, Галина Сенченко и местный охотник) повели своих юных спутников в сторону Ичары.

Высота горы — 1022 метра. Её название произошло от японского топонима. На карте Генштаба РККА, составленной на основе японской карты 1929–1932 годов съёмки, она именуется Исара-яма. Краеведы считают, что название произошло от имени айнского божества.

Гора Ичара — это потухший вулкан, на который не проложены туристические тропы. Бывалые походники знают, что подниматься на неё легче всего по снегу. Крепкий наст закрывает неровности рельефа и главного недруга человека, рискнувшего пойти в горы, — непролазные кустарники. Сейчас бывший вулкан прощается с летом, так что поблажек в виде твёрдого снега никто не ждал.

День первый
Старая лесовозная дорога закончилась удручающе быстро. Дальше пришлось идти по зарослям бамбука, который выше человеческого роста.

— Мы шли по отрогу горы, образованному когда-то вулканической деятельностью — пеплом, вулканическими бомбами, стекающей до самого моря лавой. Мы знали направление, но пробираться сквозь эти джунгли стало просто нереально. Поэтому спустились к реке Вязовке, которая бежит по предгорьям Ичары, и пошли по её руслу, — рассказывает опытный турист из команды.

Двигаться вдоль реки проще. По сравнению с бамбучниками даже покрытые скользкой тиной камни позволяли поддерживать хоть и невысокий, но неуклонно ведущий к цели темп ходьбы. Наступающая темнота заставила разбить лагерь для ночёвки. Берега Вязовки сырые и топкие, сухое место для палаток нужно ещё поискать. На бивуаке туристы пожалели, что не прихватили с собой удочки. Рыбы в горной речке было много даже по визуальной оценке.

Почти все участвовавшие в походе дети уже не раз покоряли сахалинские горы. Настю Кондрашкину и Марину Макарову педагоги с любовью называют «наши экстремалки». Этим летом они были среди восходивших на высочайшую вершину острова — гору Лопатина. Маша Шулятьева — третья представительница прекрасной половины юных туристов.

— Молодцы наши девчонки, не каждый парень захочет по таким лесам ходить! А тут такой сложный маршрут, — гордится воспитанницами Галина Сенченко.

Естественно, не оплошали и парни. Двое из них, Артём Окад и Никита Боровков, уже бывали в непростых походах. А вот для третьего — самого юного, 12-летнего Антона Несина — Ичара стала боевым крещением. Его рюкзак был легче, чем у остальных.

— Идти первый раз, когда мышцы не привыкли к нагрузкам, очень тяжело. Никита, который сейчас наша основная движущая сила и легко несёт серьёзную ношу, тоже начинал в 12 лет. Они тогда несли почти пустые рюкзаки и мечтали, чтобы их на тележку посадили, — улыбается Галина Ивановна.

День второй
Позавтракав, туристы двинулись в путь. Дойдя до истоков реки, они оказались у подножия Ичары.

— Поднялись из распадка, по которому бежала река, и попали на поля кедрача. Стланик — это нечто. Когда поднимаешься, он наклонён тебе навстречу, и сквозь него приходится просто продираться. Хорошо, что до курумов, каменистых осыпей на склоне, было недалеко, и настроение у всех поднялось, — делится один из участников похода.

Дорога по осыпям оказалась нетрудной. Не досаждала мошкара и комары — видимо, их сезон уже прошёл. Вершина встретила участников похода идеальной видимостью во все стороны: как на ладони были Шахтёрск и Углегорск, сёла Поречье и Орлово, маяк на мысе Ламанон.

— Горы Краснова, Орлова, Крутая и Котантуру — рядом. Кажется, шагнёшь — и ты на них. Видно озеро Айнское. Корабли в шахтёрском порту на сделанных снимках стоят, будто в небе. Море на горизонте плавно перетекает в небо — такая красота! А уже на следующий день налетели облака. В общем, мы успели увидеть много красот, — подытожил ещё один путешественник.

Единственное, что не удалось увидеть, — материковый берег Татарского пролива.

Небольшой запас воды и провизии пригодился для краткого привала на вершине. Первоначальный план — заночевать на макушке Ичары — воплотить не удалось: много времени занял подход. Зато во время спуска наши туристы набрели на заросли голубики и черники, усыпанные спелыми ягодами. Собирать времени не было, но подкрепиться лесными витаминами успели все желающие.

Спустившись к лагерю, участники похода приготовили ужин, отдохнули и переночевали. Следующий день, заключительный, туристы пребывали в приподнятом настроении, потому что дорога домой всегда вызывает особенные чувства, тем более когда цель похода достигнута.

В уходящем году участники туристических объединений УДДТ совершат ещё несколько походов — их активность не слишком зависит от времени года. Всё решают желание воспитанников и погода.

Дмитрий Зелинский
Фото и видео Вячеслава Макарова



НЕТ КОММЕНТАРИЕВ